Главная Калейдоскоп От снежинки и зайчика до Женщины-Кошки и Человека-Паука История новогоднего костюма

От снежинки и зайчика до Женщины-Кошки и Человека-Паука История новогоднего костюма

Коллаж Ирины МАКСИМЕНКО

До Нового года осталось несколько дней. В детских садах и школах уже вовсю водят пестрые хороводы мальчики и девочки в костюмах принцесс и рыцарей, супергероев и пиратов, милых лесных зверушек и самых разных волшебных существ. Взрослые смотрят, умиляются и вспоминают себя в детстве, на коленях у советского Деда Мороза. Все девочки – снежинки, а мальчики – зайчики. «Вести» рассказывают, откуда появилась традиция переодеваться в маскарадные костюмы на праздники, и как она менялась со временем.

Предыстория

Первые переодевания в других людей, животных или выдуманных существ историки зафиксировали еще в древние времена, когда человечество поклонялось языческим богам. У древних римлян маскарад был элементом праздника в честь бога Сатурна. Он проводился ежегодно в декабре, когда подходили к концу земледельческие работы, заканчивалась жатва, и начинались отдых и веселье.

Историки говорят, что в этот день наравне веселились и хозяева, и рабы, чему способствовали маски, скрывающие лица празднующих. В средневековой Европе, во время маскарадов соблюдался тот же принцип: костюмы и маски были призваны скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Король переодевался в нищего, сапожник изображал придворного вельможу, белошвейка на ночь становилась принцессой, а благовоспитанная аристократка изображала восточную танцовщицу.

У славян было принято рядится на Коляду – это древний языческий праздник, отмечающий рождение нового Солнца. В этот день было принято перевоплощаться (рядиться) в гостей из иного мира и животных, воплощающих их на земле. Например, в медведя, который являлся символом и звериным воплощением мудрого бога Велеса. Люди надевали на себя шкуры, рога, уши и хвосты, а также мастерили маски. А еще обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу. Например, дети изображали стариков. С принятием христианства языческие обряды были заменены христианскими, но многие обычаи и элементы старых праздников остались. Например, традиция наряжаться в костюмы животных при колядовании на Святки, в первые три дня Рождества.

Первые маскарады в России

На Руси официальные костюмированные праздники вместе со многими другими европейскими традициями появились при Петре I. Первый уличный маскарад прошел в Петербурге в 1721 году в честь завершения Северной войны. Причем правила его проведения и даже сценарий император составил лично. Участвовать в придворном маскараде могли только приближенные к Петру, остальные допускались на праздник только в качестве зрителей.

Все участники распределялись по группам, в каждой из которых была своя центральная фигура – например, древние божества Нептун, Дионис или Фавн. Праздник мог затянуться и на неделю, пока императору не надоест, и все это время снимать костюмы и выходить из образов было запрещено. Пример одного из петровских маскарадов, устроенных зимой 1722 года по случаю заключения Ништадского мира, отобразил художник Василий Суриков на картине «Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского».

С течением времени маскарады стали одним из любимых развлечений императорской семьи, при этом они не были напрямую связаны с Новым годом. На костюмированных балах во время правления Анны Иоанновны особой популярностью пользовались маски. При Елизавете Петровне маскарады называли метаморфозами (превращениями): на них женщины являлись в мужских костюмах – камзолах и панталонах, а мужчины наряжались в платья с корсетами.

При Екатерине II стали популярны костюмы героев комедии масок – Арлекина, Пьеро и Коломбины. При императоре Александре III стали особым шиком исторические балы в русском стиле допетровской эпохи. Гости наряжались боярами, казаками, воеводами: надевали русские рубахи, кафтаны, безрукавки и шапки, отороченные мехом, юбки с вышитыми передниками и красные сафьяновые сапоги. На рубеже XIX и XX веков благодаря строительству Китайско-Восточной железной дороги маскарадная мода развернулась к восточным мотивам: шелковые кимоно, веера, китайские иероглифы и орнаменты, причудливые украшения в волосах.

XX век

В начале XX века на маскарадный костюм значительно повлияла первая мировая война. Частые образы на карнавалах – военные и медсестры. С 1930 годов на новогоднюю карнавальную моду начинает влиять телевидение, анимационные и киноперсонажи. Когда появились первые мультфильмы о Микки Маусе, становится популярным костюм мышонка. В 1960-е годы, после полета в космос Юрия Гагарина, мальчишки начали выбирать костюм космонавта, а в 1970-е с появлением вестернов на первое место выходят костюмы индейцев и ковбоев. В 1975 году после выхода фильма «Приключения Буратино» на утренники стали появляться многочисленные Буратино, Мальвины, Пьеро, Артемоны, а также лисы Алисы и коты Базилио. А в 1978 году, после выхода «Д`Артаньяна и трех мушкетеров», мальчишки надели широкополые шляпы и плащи со шпагами.

В тяжелые 90-е девочки наряжаются в снежинок, снегурочек и Красных шапочек, а мальчики – в белых ушастых зайчиков. Костюмы родители по-прежнему преимущественно шьют сами, самое распространенное украшение – дождик из фольги, пришитый к одежде.

XXI век

С началом нового тысячелетия ряды снежинок и животных начинают разбавлять персонажи Голливуда – Человек-Паук, Бэтмен, пират Джек-Воробей, Шрек, Женщина-Кошка и прочие персонажи из блокбастеров. Где-то родители все еще шьют сами, где-то костюмы уже появляются на прилавках, правда, не самого лучшего качества.

Сейчас найти симпатичный костюм практически любого известного персонажа не составляет труда. От зайчиков и кенгуру до супергероев и японских волшебных существ. Поэтому в детсадах предпочитают задавать тему для новогодней «вечеринки»: в этом году мальчики – гномики, девочки – феи, в следующем – все должны быть животными или птичками, а еще через год – русскими богатырями и красавицами. В школах и на взрослых праздниках полет фантазии практически не ограничен, главное, чтобы не выходил за рамки приличия.

Дед Мороз и Снегурочка

Прообразом Деда Мороза в фольклоре древних славян был некий злобный дух зимней стужи и метелей, которого называли Морозом, Студенцом и Трескуном. Считалось, что Мороза нужно задабривать вкусной едой, чтобы он жалел путников в зимний день, укрывал снегом и не губил сильным морозом будущие урожаи.

В собрании сказок, записанных А. Н. Афанасьевым (1856), Морозко, олицетворяющий зиму, описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает», усиливая зимнюю стужу. Он же одаривает дарами добрую трудолюбивую падчерицу, а злобных, ленивых дочерей мачехи губит на морозе.

В русской народной сказке «Мужик и Мороз» Мороз живет в ледяной избушке в лесу и вознаграждает крестьянина за погубленный стужей урожай скатертью-самобранкой. В сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» (1840) есть сказка «Мороз Иванович». Там Мороз живет в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. С волос у него «иней сыпется» и спит он на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает серебром, а ленивеце достается сосулька. Такой вот суровый, но справедливый волшебник.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Советское государство пыталось искоренить празднование Нового года и Рождества, а заодно и Деда Мороза, сочтя их проявлением антинаучной религиозности. Но в декабре 1935 года эту народную традицию вернули, после публикации в газете «Правда» статьи с предложением организовать для детей празднование Нового Года с «использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики». С тех пор Дед Мороз приходил к детям каждый Новый год. Его сопровождали помощники – звери лесные, и Снегурочка – девочка, вылепленная из снега.

Примечательно, что изначально Дед Мороз облачался в шубу синего холодного цвета, но под влиянием западного собрата Санта-Клауса постепенно переоделся в красный. Впрочем, у Санты костюм тоже стал красным неспроста, а благодаря рекламной компании Coca-Cola. До 1930-х годов он носил костюмы разных цветов – и голубые, и зеленые, и даже черные. Снегурочка с течением времени тоже изменилась – повзрослела и из ребенка превратилась в молодую девушку.

 

 
Комментарии
0
Рекомендуем:
05 июля На молодежном форуме «Метеор» стартовал второй этап Всероссийской эстафеты «Мои финансы»
Новости Ленинградской области
06 июля Культурная суббота
Новости Ленинградской области
08 июля День семьи, любви и верности: приметы и традиции
Новости Ленинградской области
08 июля Физкультурно-спортивные мероприятия в преддверии праздника «День семьи, любви и верности»
05 июля Новые «дома» для бизнеса, детей и спорта
05 июля От утренней зарядки до семейных эстафет – Ленобласть зовет на спортивные выходные
05 июля В первый класс? За пару кликов!
05 июля Нужны инженеры, слесари, рабочие!
05 июля Медицина для людей
05 июля Выпускники Ленобласти прощаются со школой
Блоги
05 июля Вера Пыжова: «Надо идти друг другу навстречу»
Блоги
05 июля Дмитрий Майоров: «Мы организовали в Новом Девяткино настоящий праздник спорта»
Блоги
05 июля Татьяна Толстова: «В дневных лагерях желательно увеличить количество смен»
05 июля Региональный материнский капитал в связи с рождением первого и (или) второго ребенка
05 июля Чем больше детей – тем жизнь интереснее
05 июля Высокий чин? Особое внимание!
05 июля Дорогу молодым и смелым!
Криминальные вести
05 июля Жителя Всеволожского района избили в автобусе в Петербурге
^