Фото: pxhere.com
8 января – День повитух – бабий праздник, или праздник каш. Повивальные бабки в любой деревне пользовалась большим уважением, вот в этот день и шли к ним с подарками и поздравлениями, а те, в свою очередь, угощали гостей кашей. «В праздник каш всяк с ложкой ходит – полный черпак семью не разгонит». Если поутру в этот день синички кричат – значит, к вечеру будет мороз, а если галдят вороны – быть снегопадам и метелям. Обильный снег ждали и если подрумянивалась в печи каша. Именно с этого дня начинались девичьи гадания, которые продолжались до самого Крещения. Обычно гадали на свадьбу, суженного, смерть и урожай.
В Степанов день (9 января) пастухи сговаривались с теми, у кого была скотина: «Степанов день пастуха год кормит». Еще в Степанов лошадей поили из серебряной посуды (если она была в доме), а по углам двора ставили осиновые колья – чтобы ведьмы не могли подойти к дому и хлеву. В этот день девушки «хоронили» свои печали: ставили «чашу пагубную», и девушки, подходя по очереди, сливали в нее воду из принесенных с собой сосудов – как если бы смывали тоску с сердца.
Хоть Домочадцев день, или Рождественский мясоед (10 января), и не был праздничным днем, с него начиналось время, когда можно употреблять мясо. В первые дни января забивали скотину и на столе появлялось мясо – в первую очередь свинина. Однако это не отменяло еженедельный пост по средам и пятницам: «Мясное – в мясоед, но постному – свой черед». Рождественский мясоед долгий и продолжается до Масленицы. Начиналась пора свадеб. Мясоед называли также Домочадцевым днем. «Когда в семье лад, то и дело спорится, и достаток родится», – говорили люди. А накануне Домочадцева дня на Красную горку, которая была возле каждой деревни, приносили колья и вбивали их в землю. Утром на горку приходили семьями, каждый повязывал на кол лоскуток ткани и загадывал желание.
В Страшный день (11 января) особенно неистовствовала нечистая сила. Чтобы уберечься от ее проделок, с Красной горки приносили колья и складывали их во дворе. Натрясали сверху соломы из своих постелей и разжигали костер, чтобы в этом огне сгорели все болезни и беды. Особенно тщательно оберегали от злых сил в этот день детей.
Анисью (12 января) звали Желудочницей. Мало того, что святая помогает при болезнях желудка, но еще в ее день резали свиней и варили требуху, в том числе желудки. И на требухе гадали: если селезенка свиньи ровная и гладкая – то зима будет суровая, если желудок оказался пустым – холода продлятся долго. Кендюхи (желудки) начиняли грудинкой, луком и солью, а потом жарили или варили, также фаршировали его мясом с головы свиньи. Мужчины обычно в этот день ходили на охоту на кабана.
13 января – Васильева коляда, Васильев вечер – канун Васильева дня, назывался щедрым. Готовили богатый стол. Чем стол получался обильнее и разнообразнее, тем больше достаток в новом году. Святой Василий считался покровителем свиноводов и много готовили именно из свинины. С вечера ставили в печь кашу. Еще до рассвета, когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи и смотрели: если горшок треснул или каша выходила неудачная – случится что-то плохое, а вот если каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома. Васильев вечер считается самым удачным для гаданий, все нагаданное в это время непременно сбудется. В полночь Васильева вечера стряхивали снег с яблонь, чтобы яблоки уродились.
14 января – Васильев день. Как уже говорилось, Василий считался покровителем свиней, и на праздник всегда готовили блюда из свинины – жареного поросенка, вареные окорока и другие. В этот день даже колядовать ходили приговаривая: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка». «Василий пополам Святки делит»: с 7 по 13 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 – «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве. Чтобы весь следующий год был удачным, богатым и урожайным, Васильев день старались провести как можно веселее и сытнее.