Фото: pxhere.com
День Кура и Курки, или Куриный праздник отмечали в Сильвестров день (15 января) – существовало поверье, что в этот день семилетний черный петух откладывает яйцо, а летом из него родится змей Василиск, и чтобы защититься от нечистой силы, в курятнике вешали черный камень с дыркой – «куриный бог». На Сильвестра гадали на луковицах: чистили 12 штук клали на каждую щепоть соли и до утра оставляли на печи. Какая по счету луковица окажется мокрой – такой месяц и будет дождливым. Если оба рога месяца в эту ночь остры и ярки – к ветру, а если оба рога круты – к морозу, отлогие же рога предвещали ненастье. Считалось, что заговор от болезни, прочитанный на Сильвестра, имеет особую силу.
А в Гордеев день (16 января) голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, доят коров с такой силой, что те погибают, а для защиты над воротами привязывали сальную свечу и обращались к домовому: «Дедушка домовой, пои мою коровушку, пои да корми, гладко води. Беги, молочко, по жилочкам да в вымечко, из вымечка в подойничек да по крыночкам на толсту сметаночку». В Гордеев день нельзя хвастаться ни добром, ни здоровьем, ни детьми – иначе все, чем гордишься и хвастаешься, можно потерять. Большие белые облака в небе в этот день предвещали вьюгу.
Если на Зосиму-пчельника (17 января) много снега – год будет медовым. На стол в этот день обязательно ставили мед и лакомства из него. В день Зосимы гнали чертей: надевали тулупы наизнанку и выходили на улицу, прихватив с собою кочерги: «Выходи, нечистая сила!», «забивали черта» – колотили (понарошку, конечно) одного из мужиков, наряженного в лохматый тулуп. После разводили костер и праздновали победу над нечистой силой. Чистое небо с полной луной в этот вечер предвещало сильное половодье. А если при безоблачном небе еще и морозно – значит, холода будут стоять еще долго.
В Крещенский сочельник (18 января) готовили себя к празднику постом, потому и вечер назывался голодным. Считалось, что под Крещение снег может исцелять недуги, а если вымыться в бане водой, натопленной из такого снега, можно надолго сохранить красоту.
19 января – Крещение, Святое Богоявление. В крещенскую ночь вода приобретает чудесные свойства и становится целебной, а если запастись освященной в церкви водой, то она сохранит свои свойства весь год. А тот, кто на Крещение искупается в ледяной воде, будет весь год здоровым. На Крещение девушки в последний раз пытались узнать свое будущее. Выходили за ворота гадать на первого встречного: если встретится старик – не к добру, а если молодой парень – выйдешь в этом году замуж. Крещенские морозы всегда отличались особой силой, зато после этого дня погода начинала меняться.
Ясная и холодная погода на Ивана-бражника (20 января) предвещала засушливое лето. Бражником Ивана назвали, так как этот день «запивали» зло, при этом приговаривали: «Празднуй раз в месяц – будешь веселым, запразднуешь каждый день – будешь голым». В течение Мясоеда – между Рождеством и Масленицей – массово праздновали свадьбы. Поэтому в день Ивана-бражника «запивали» и счастье девичье. Праздник Ивана-бражника называли также Перезимником так как он «о весне весть подает». Богатые хлеба обещали утренние туманы на Ивана-бражника.
Если накануне, на Ивана-бражника, «запивали» счастье девушек, то в Емелин день (21 января) наступал черед парней. Считалось, что если «залить» супружество крепкими напитками, то нежеланный брак скорее «стерпится – слюбится». В этот день принято угощать кума с кумой, которые к званому обеду приносили с собой в подарок брусок мыла и полотенце. При первом же купании ребенка, чтобы он был здоровым, следовало мыть этим мылом и обтирать этим полотенцем, приговаривая: «С гуся вода, с моего дитятка худоба!» В этот вечер рассказывали сказки, небылицы, интересные истории. Отсюда пошла поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя!» Емельян, как и Иван-бражник, Перезимник: поворот зимы к весне и смена погоды.