Фото: pxhere.com
На Дарью Грязную (1 апреля) уже активно тают снега, вода заливает поля, дворы, дороги, отсюда и название дня. Дарья даром не марала, а грязь лишь на тех людей лепила, кто нечистыми помыслами был тяжел. Плохого в этот день сразу было видно — по испачканной одежде. Если вешняя вода шла с шумом — летом будут хорошие травы. Именно на Грязную Дарью было принято белить холсты, под ярким солнцем они становилась светлее, а от утреннего мороза — мягче. В этот день просыпается домовой недовольный со сна. Чтобы его задобрить, угощали хлебом и молоком и веселили побасенками, да небылицами. 1 апреля все разыгрывали друг друга, а девушки верили, что если разыграть как можно больше народа в этот день — то жених тебя не обманет.
Считается, что на Фотинью Колодезницу (2 апреля) колодезная вода приобретает целительные свойства, и, конечно же, в этот обязательно день нужно этой водой умываться. Тогда все хвори и недуги излечатся. В этот день с утра на улицу выносили вещи из льна, развешивали их на заборах, поленницах, калитках. Ветки берез украшали рушниками. Девушки же, чтобы привлечь женихов, водили хороводы с длинными льняными полотенцами, которые было принято использовать на свадьбах.
На Кирилла Катаника (3 апреля) чистили и убирали до следующей зимы санки. Уже можно было сменить валенки на лапти, но и другая обувь плохо защищала от холода и сырости поэтому часты были лихорадки-лихоманки. К больному месту прикладывали горячую печную золу или теплый уголек, завернутые в платок.
4 апреля – Василий Теплый, Василий Парник, Василий Капельник, Василий Солнечник. Так много прозвищ у этого дня и все про тепло и весну: «Задолбил зиму Василий Капельник». Перед постройкой нового дома, хлева или бани, смотрели, где капель падает с крыш и куда стекают ручьи. На таких местах построек не возводили, так как «проторенный путь водице ко глуби земной», и дом будет стоять непрочно. Если солнце всходит в красных кругах, будет хороший урожай, синие облака предвещали тепло и дождь. Пекли калачики, символизирующие солнце: 200 г масла, одно яйцо, один желток, две ложки дрожжей, девять ложек молока и две ложки сахара смешивали и замешивали мукой так, чтобы тесто не приставало к столу. Лепили калачики осыпая их изюмом, клали на противень, ждали, пока поднимутся, смазывали взбитым яйцом и выпекали.
В Никонов день (5 апреля) убирались в доме и в саду: белили печи, вытряхивали постели, меняли солому в матрацах, мыли лавки, полы и столы. Для освежения духа в доме все протирали настоем мяты, вешали ее пучки в горницах. Мяту заваривали и в чай, и добавляли при приготовлении кваса, и при выпечке пряников. В бане мятой устилали полки, а ее отваром поддавали пару. В садах на Никона начинали сажать яблони, рябину, черную и красную смородину.
Артемон — дери полоз (6 апреля). Чтобы выгнать нечистую силу во дворе жгли костры и обходили избы кругами. Старались переделать все неотложные дела до вечера, т.к. на Благовещенье работать нельзя. В церквях в этот день освящали семена для посадки. Если ночь теплая — то весна будет дружная. В ночь под Благовещение, чтобы истребить болезни и уберечь себя от колдовства, сжигали свои соломенные постели, скакали через огонь и окуривали платья.
На Благовещенье или Бабий праздник (7 апреля) всегда ослаблялся пост. Специально для этого дня готовили кулебяку с рыбой или капустой. В этот день праздновали третью встречу весны (первая приходится на Сретенье, вторая – на Сороки). Работать нельзя: «В этот день девки кос не плетут, птицы гнезда не вьют». Сам праздник считался птичьим – у ловцов выкупали пташек и выпускали их на волю, чтобы птица ходатайствовала перед Богом за того, кто ее освободил.