Фото: pxhere.com
Ко дню Гавриила Благовеста (8 апреля) женщины заканчивают последнюю пряжу. После Гавриила прясть нельзя было – все равно не пойдет впрок, ведь и так по весне дел невпроворот: «Весной день долог, а нитка коротка». Кроме того, день вообще считался нескладным: «Что родится на Гавриила – уродливо и некрасиво». Какова погода на Гавриила – такова будет и 8 октября на Сергея Капустника.
9 апреля – Матрёна Настовица, Полурепица. Настовица – оттого, что после больших оттепелей появляется твердый наст. А еще настовицами называли чибисов, которые к Матрёниному дню возвращались домой. По чибисам, кстати, судили о погоде: если птица кричит с вечера – будет ясно; если летит низко – долго простоят сухие дни. У Матрёны просили также урожая репы – одного из главных ингредиентов в крестьянской кухне. Другое прозвание – Полурепица – к этому времени все запасы овощей делили на две части: лучшие репки откладывали на будущее разведение семян, а из оставшихся готовили еду. Репу готовили со вкусом и разнообразно: ее фаршировали, варили, парили, делали из нее пюре и запеканки.
На Илариона – выверни оглобли (10 апреля), если появлялись первые весенние цветы, терял свою силу Степанов венок. Его приносили в избу и вешали в красном углу, чтобы он охраняел дом от хворей. Когда подступала болезнь, от венка отрывали травинки и окатывали кипятком – разносившийся при этом добрый дух цветущего луга помогал человеку одолеть недуги.
На Берещенье (11 апреля), конечно же, чествовали березу. Ее называли деревом жизни, здоровья и света. Считалось, что, если воткнуть ветку березы в крышу, она будет оберегать дом от молнии. Да и в бане без березового веника вовсе невозможно. В этот день обязательно выходили в березовую рощу слушать деревья, чтобы определить: началось ли движение сока. Сок заготавливала каждая семья. Из него варили сбитни с добавлением меда и приправ. Свежим березовым соком поили больных, так как он чистит кровь и выгоняет из желудка всякую немощь.
В день Ивана Лествичника (12 апреля) пекли лесенки – из теста катали две «колбаски», клали их параллельно друг другу, а сверху вместо ступеней укладывали пирожки. Полагалось испечь по лесенке для каждого члена семьи чтобы были домочадцы здоровы. В этот день остерегались ходить по двору, ведь у домового после зимы сходит старая шкура, а потому он «бесится» и может не узнав своих домашних, причинить им вред. Домовой в эту ночь куражится до первых петухов, поэтому с заходом солнца запирали весь скот в хлеву и сидели в избе, не подходя даже к окнам.
Ипатий Чудотворец (13 апреля) – разрешитель бесчадия. Ему молились о прибавлении семейства и об избавлении от бесплодия. У Ипатия также просили об изгнании бесов и защите от домовых, которые и в этот день все еще куражатся и бесчинствуют.
Марья Египетская прозвана Пустые щи (14 апреля), ведь к апрелю у крестьян заканчивался запас капусты и о густых щах, в которых «ложка стоит», приходилось только мечтать. Приходила пора варить апрельские щи – пустые, жидкие, служившие поводом для шуток: «Щи – хоть портянки полощи». В такой суп за неимением капусты обычно клали крапиву и щавель, которые как раз начинали появляться после зимы. Если на Марию Египетскую вода широко разольется – то луга будут зелеными и буйными. Если лед сходит легко и быстро – то весь год будет легким, хорошим. Если же образуются ледяные заторы – год выдастся тяжелым.