Фото: pxhere.com
Ко дню Арины – «урви берега» (29 апреля) реки начинают входить в свои нормальные русла, оставляя размытые берега и овражки. На Арину занимались рассадой: высаживали молодую капусту и приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузата; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна». После Арины должно следовать несколько солнечных дней, и рассада, соответственно, быстро пойдет в рост. А еще на Арину белили стволы садовых деревьев.
Ко дню Зосимы Пчельника (30 апреля), как и к Пудову дню, приурочивали вывоз ульев на пасеки и наблюдали за пчелами, облетающими первоцветы: «На какой хлеб пошла пчела – тот на зерно будет хорош». В этот день следовало отведать меда и готовить с ним всевозможные блюда – свинину или утку, запеченные в меду, медовухе.
День Кузьмы Огородника (1 мая) – кукушкин день, так как она начинает куковать в лесах и рощах. Если кукушка закуковала, то пора сеять лен, а если кукушка кукует на сухом дереве – к заморозку. На Кузьму сеют морковь и свеклу: «Пришел Кузьма – заглянул в погреба, лопату взял – у избы землю вскопал». Считалось, что все, посаженное мужчиной, пойдет в цвет, а плода не даст. Перед посевом шли утром к тайным родникам, которые назывались обетными студенцами, и смачивали семена в воде, а на дно источника бросали медные монеты. Теплое начало мая наверняка обещало, что в конце месяца начнутся холода, и наоборот: «На Кузьму в рубашке пахать – в шубе сеять».
На Ивана Ветхопещерника (2 мая) выходили в поле с холстом: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!» Чтобы весна была доброй и в благодарность за подарки уродила в изобилии лен и коноплю.
В день Окликание предков (3 мая) покойники скорбят о своей земной жизни и желают повидаться с родными. Поэтому посещали кладбища – окликать родителей. В этот день земля раскрывается, и души покойных могут вылететь на свет божий. Обеденный стол поэтому накрывали как можно сытнее, чтобы предки убедились, что их детям и внукам живется хорошо. В этот день нельзя было ловить рыбу, так как примерно в это время многие речные виды рыб мечут икру.
В Проклов день (4 мая) проклинали нечистую силу – старики выходили за околицу, вставали лицом на запад и произносили заговоры чтобы злые силы отступили. Наступало ляльное время – игр и танцев. Девицы в Проклов день водили хороводы вокруг яблони и распевали песни. Чем раньше черемуха зацветала – тем более жаркого лета ждали.
На Луку (5 мая) высаживали на грядки лук: «Лук – как татарин: как снег сошел – так он и тут». Лук входил в состав многих народных лекарств: в сочетании с медом, например, использовался как средство от гриппа и атеросклероза. Без лука нельзя представить и русскую кухню. Его ели в сыром виде – с соленой рыбой и хлебом, добавляли к мясу, к рыбе, к овощам. А еще, в это время хороводов и игр, которое приходилось на май, не только девушки и парни веселились, но и нечистая сила. Ведьмы расстилали на траву белый холст и танцевали на нем нагими. А главарем всей нечисти называли самого хитрого черта – Луку-Луканьку.
В этом году на 5 мая приходится Пасха – Светлое Христово Воскресение – один из древнейших христианских праздников, который символизирует победу жизни над смертью, это центральное событие церковного года. В честь Пасхи было принято устраивать застолья — разговляться после Великого поста. На Пасху принято обмениваться крашеными яичками — крашенками. Всякий праздничный пир или трапеза начинались с молитвы «Христос Воскресе из мертвых». За столом прежде всего все ели освящённые в храме яйца и куличи. Издревле всю светлую седьмицу в русских деревнях и сёлах по домам ходили волочебники — эта традиция похожа на рождественские колядки. Волочебники шли с волочебными христославными песнями.