Фото: pxhere.com
На Купальницу (20 мая) всех кобыл и жеребцов, имеющихся в хозяйстве, обязательно нужно прогнать по речной воде (а еще лучше – окатить ею с ног до головы). Это придаст им сил и здоровья на целый год. Да и сами люди окатывались водой из ближайшего водоема. С утра набирали воду в ведра и выставляли на мостки. В солнечный день вода к полудню нагревалась, и ею уже обливались сами и обливали детей. Есть примета, что самый хороший урожай получается от чужих семян. Поэтому в этот день ходили друг к другу в гости и потихоньку старались взять немного семян. Поскольку так делали все, в убытке никто не оставался.
На Ивана Долгого (21 мая) сеяли пшеницу: «Пшеницу сей, когда черемуха зацветет»; «Не сей пшеницу раньше дубового листа». В этот день пекли обетные пироги и угощали ими соседей, путников и нищих. Если разделить обетный пирог ни с кем не удавалось, его нужно было скормить птицам. Самому есть такую выпечку было нельзя.
22 мая – Никола Вешний. Травы с этого дня начинали хорошо расти: «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой». Поэтому лошадей уже выгоняли в ночное. Для этого из каждого семейства снаряжали холостых парней и провожали их до поля. С собой давали пироги с гречневой кашей. Вечером к ним присоединялись девушки — и начиналось веселье с песнями и хороводами. В округе разводили костры. Никто долго не ложился спать. Кстати, раньше Николин день считали днем вступления мальчиков во взрослую жизнь, поэтому контроля взрослых за ними уже не было. Если утро влажное и туманное, нужно умыться росой для будущего здоровья. Хорошей приметой считался и дождь на Николу.
В день Симона (23 мая) не брались ни за плуг, ни за борону, ни в коем случае не вбивали в землю колья и не копали ямы, чтобы не нарушать покой земли. Зато надо пройти по земле босыми ногами – земля поделится своей силой с человеком. Этот день считается лучшим временем для поиска кладов, а заодно и для сбора лекарственных растений, в том числе корений. Собирать их нужно в определенное время. Перед тем как идти за травами, человек должен был тщательно вымыться и надеть чистое белье. А некоторые, особо ценные травы, полагалось срывать даже не чистыми руками, а через платки и рушники. Веник, подвешенный на притолоке, мог в этот день упасть на человека, который пришел в дом с недобрыми намерениями.
Если на Мокия Мокрого (24 мая) работать в поле – град выбьет все посевы. Считали, что если во время града выкинуть помело в окно, то он сразу же прекратится. Мокия называли указчиком погоды на все лето. Если этот день дождливый или туманный – то и лето будет сырым: «Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее». Хотя под дождем на Мокия Мокрого стоит вымокнуть. Тогда волосы приобретут красоту и силу.Если восход солнца багровый – то лето будет грозным, с пожарами.
На Епифана (25 мая) говорили: «Утро Епифана в красном кафтане – к жаркому, пожарному лету». Именинницы в этот день обязательно надевали красный сарафан. Они слыли добрыми хозяйками, были голосистыми, вели хороводы. А еще этот день называли Рябиновкой. На Рябиновку заклинали у рябин избу от молний, от пожарного лета. Рябина оберегала от сглаза, а ветка рябины помогала заблудившемуся в лесу найти дорогу к дому. Если на Епифана на прудах появились листья кувшинки – значит, заморозков больше не будет. Кувшинку называют «одолень-травой» – одолевает она и нечисть, и недуги, а заодно обладает приворотными свойствами.
Со дня Лукерьи Комарницы (26 мая) появляются комары: «Если на Лукерью много комаров – готовь по ягоды коробов; если много мошек – готовь по грибы лукошек». Если в период с этого дня до летнего солнцестояния убить комара – их прибавится дюжина, а если убьешь после этого времени – комариное племя на дюжину убавится.