Фото Павла ГЛАЗКОВА
В его видеоловушку во Всеволожском районе Ленобласти попался взрослый самец бурого медведя. «На вид ему не меньше семи лет. Удивляет, насколько зверь уже упитанный. Успел восстановиться после продолжительного зимнего сна. Вылез из берлоги он примерно два месяца назад, и сейчас его основной корм – это растения. Главным образом, сныть», – рассказывает подписчикам Павел. И поясняет, что сныть – широко распространенное в нашем регионе растение, которое и для человека съедобно, в нем очень много белка – не зря его так любят медведи! Молодые листья активно используются в кулинарии, в том числе, и в сыром виде – в салате.
Хотя медведь и является одним из самых крупных наземных хищников, на удивление, три четверти его рациона составляют именно растения. Как отмечает биолог, несмотря на такую скромную диету, медведь, ставший героем поста, набрал хорошую форму. Это важно, ведь в мае у бурых медведей, живущих в Ленинградской области, начинается гон – время брачных отношений.
В это время меняется поведение косолапых. Вот и попавший в видеоловушку медведь словно что-то или кого-то искал. Похоже, он пытался понять: не проходила ли здесь медведица и не занята ли эта территория косолапым конкурентом.
«Во время гона самцы активно метят территорию: оставляют следы когтей на стволах деревьев, делают «закусы», т.е. надламывают зубами ветки. Стараются дотянуться, в том числе, и до самых высоких веток – чтобы продемонстрировать невестам и конкурентам свои габариты. Делая метки, самцы оставляют за собой так называемую «поисковую тропу». Именно по запаху этой тропы самка и принимает решение: идти ей за медведем или нет? Достоин ли он стать отцом ее будущих медвежат?» – рассказывает Павел Глазков.
Оказывается, у медведей именно самка является инициатором брачных отношений, но для этого ей нужно сначала побороть в себе врожденный страх перед самцом. Каждый раз, чтобы оставить на земле потомство, а происходит это раз в два, а иногда даже и в три года (с матерью медвежата остаются до 1,5 лет), медведице приходится побеждать в себе этот природный страх. При этом даже на то, чтобы привыкнуть к запаху, исходящему от «следовой тропы» жениха, у медведицы уходит не один день.