Фото: pxhere.com
С Оленина дня (3 июня) начинали сеять лен. Чтобы лен удался, старушки собирали с каждой бабы в деревне по паре печеных куриных яиц и клали их в мешок с семенами. Мужик, выехав в поле для посева льна, первым делом принимался за завтрак и домой привозил одни скорлупки. В этот же день, чтобы урожай огурцов был хорошим, хозяйки, брали старый лапоть и волокли его на огород, а, бросая на грядку, приговаривали: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы густо огурцы мои заплелись». Девушки на Олену кос не заплетали, а чтобы волосы были красивыми и длинными, ходили простоволосыми. Если день на Олену бывал дождливым, то и осень ждали ненастную. Если шел дождь с градом, это предвещало снег с крупой 3 декабря.
Считается, что именно 4 июня Василиск вылупляется из яйца, которое 15 января снес семилетний петух и которое высидела жаба. Узнать такое яйцо, если оно вдруг появится в курятнике, легко: оно идеальной шарообразной формы и покрыто не скорлупой, а чешуйчатой кожей. Вот этот день и посвящали Василиску: существу с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. Чтобы, не дай бог, не родился Василиск, все найденные яйца варили вкрутую. Из всего посаженного в этот день уродятся лишь полынь да васильки, поэтому и заниматься чем-то в поле или огороде не имело никакого смысла. «Не сеяли, не пахали – страшный день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились». Девушки на Василиска плели венки из березовых веточек и бросали в реку: если венок вдруг тонул – быть беде. Массовое появление оводов в этот день сулило большой урожай огурцов. Плодородный год обещали и сильные росы.
На Левона Огуречника (5 июня), конечно же, сажают огурцы. Левона еще называли конопляником, так как во многих местах на Левона сеяли коноплю.
Свобориным деревом называют шиповник. И считается, что именно со дня Свобориного дерева (6 июня) начинается настоящее лето. Шиповник считается символом молодости, красоты и любви. Говорят, что около куста шиповника человек может избавиться от печали и успокоить душу. Лепестками врачевали раны, с помощью меда, сваренного на цветах, чистили кровь, отваром лечили простуду. Если умыться водой, настоянной на цветах шиповника, лицо станет светлым. В этот день начинались летние, или зеленые, Святки. Дома украшали ветками, а на березах завивали венки. Дождь в этот день обещает много грибов.
Считается, что со дня Ивана – Медвяные росы (7 июня) как раз и появляются на растениях те самые «медвяные росы» – сладкие выделения тлей, которые питаются соками растений: «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает». Считалось, что такие «росы» причиняют вред и растениям, и детям, и скотине. «Выпала медовая роса – моровая на скотину пошла». В то же время сильная роса – настоящая, а не «медвяная» – в этот день предвещала хороший урожай. Если на рябине было много цветов в этот день – ждали урожая овса, а вот поздний расцвет рябины обещал долгую осень.
В день апостола Карпа (8 июня) хорошо ловятся его «тезки» – карпы, поэтому мужчины дружно выходили на рыбалку. Да и день так и называли – Карп Карполов. В этот день под цветущие кусты шиповника выставляли горшки и плошки, чтобы избавиться от неприятного запаха от домашней посуды. Да и сами люди старались подышать воздухом рядом с шиповником – считалось, что это помогает от разных болезней. Если в этот день комаров много – то последние дни июня ожидались теплые, но дождливые.
Федорин день (9 июня). Сплетня или слух, пущенные в этот день, обойдут всю деревню, и все ее жители узнают, что творится в семье: «На Федору не выноси из избы сору». Избы в этот день тоже не мели. Ведь домовой забирается под веник, а неосторожная хозяйка может вымести его вместе с сором. Без домового, как известно, дом долго не простоит и для «хозяина» ставили за печку горшочек каши и бросали несколько монет в надежде, что это принесет прибыль.