Фото Татьяны ОЛИГЕР
По роду своей деятельности сотруднице заповедника, кандидату биологических наук Татьяне Ивановне Олигер приходится много гулять по лесу. Во время одной из таких прогулок она заметила в траве гнездо с отложенными яйцами. Быстро сфотографировав кладку и отойдя на безопасное расстояние, чтобы не напугать пернатых родителей, Татьяна просмотрела сделанные кадры и поняла, что наткнулась на гнездо зарянки. В нем лежали шесть белесых в коричневатую крапинку «родных» яичек, и одно «чужое» – голубоватое с темным крапом – яйцо кукушки.
«Оно немного крупнее яичек зарянки, но хозяйка гнезда не выкинула его, а усердно насиживает вместе со своими яичками. Да и выкатить его из гнезда для зарянки затруднительно, поскольку кукушиха, не будь дурой, яйцо положила как можно дальше от внешнего края гнездышка», – отметила для себя Татьяна, решив взять гнездо под наблюдение. Ведь если кукушонок выведется, у него есть все шансы выкинуть за борт гораздо более мелких птенцов зарянки и остаться в гнезде одному.
Попасть снова в эти места удалось лишь через несколько дней. В гнезде оказались птенчики зарянки примерно трехдневного возраста и целехонькое, никому не нужное яйцо кукушки на том самом месте, куда его положили. Правда, оставалась опасность, что кукушонок еще может вылупиться, ведь мама-птица продолжала согревать своих птенцов.
Но еще через несколько дней стало очевидно, что зарянкиной семейке очень повезло: кукушонок так и не вылупился. «Конечно, я очень рада за этих ребятишек. Супостат не вывелся, и лихая беда их пока что миновала. В то же время мне жаль, что не удалось проследить за развитием кукушонка», – сообщила научный сотрудник.
Она также рассказала, что кукушки от природы (эволюционно) начисто лишены способностей строить гнезда и кормить птенцов. Среди птиц таких видов-паразитов насчитывается в мире несколько десятков. Причем паразитируют они только на птицах, сходных по типу питания. Дело в том, что кукушата не выживают в гнездах, например чечевиц или овсянок, которые кормят своих отпрысков с первых же дней жизни растительной смесью вместо того, чтобы таскать им насекомых.
Но что же с птенцами зарянки? В возрасте двух недель обитатели гнездышка уже оперились, но продолжали сидеть на месте тесной пестренькой кучкой. А на семнадцатый день гнездо опустело. Лоточек был чист и аккуратен, а значит, детвора покинула его самостоятельно. Кукушечье яйцо бесследно исчезло. Возможно, его съел кто-то уже после того, как вылетели зарянки.
По материалу ведущего научного сотрудника
Нижне-Свирского государственного заповедника
Татьяны Олигер в ВК-сообществе заповедника