В Ярилин день, Макушка лета (1 июля) по вечерам собирались и заваривали душистые чаи на травах. Устраивали также «ярилины игрища», с ярмарками, посещениями родственников, кулачными боями, песнями, плясками и разгульным весельем — этот день издавна посвящали богу Яриле. На Ярилу солнце замедляло ход, а на земле образовывались особые «дыры», сквозь которые можно было посмотреть на другой край света, а то и на потусторонний мир. В полдень заплетали в косу березовые ветки и смотрели сквозь них с крутого берега реки чтобы увидеть близких, о которых давно не было вестей.
В народном календаре несколько дней Зосимы, и все они связаны с пчелами. В частности, на июльского Зосиму (2 июля) пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты и их старались попусту не беспокоить. Даже если приходили мимо улья, произносили заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!». Если пчелы летят к ульям — скоро дождь, а если сидят на стенках — к сильной жаре.
Ко дню Мефодия Перепелятника (3 июля) поспевали хлеба и на них слетались перепела, а у охотников начиналась легкая охота. Каждый на Мефодия старался подстрелить хотя бы одну перепелку, чтобы не возвращаться домой с пустыми руками. Если над озимым хлебом носится паутина и летает мошкара — значит, где-то рядом затаилась птица, а там, где перепелиный свист слышней всего, успеха можно ожидать менее всего, увидеть белого перепела — к большому счастью, а если поймать его — всю жизнь будешь держать удачу за хвост. Если на Мефодия зарядил дождь — это еще на 40 дней. А если паук активно плетет паутину — погода будет сухой и ясной.
В Ульянов день (4 июля) собирают цветы липы. Считалось, что липа способна избавлять человека от сглаза, а тот, кто срубит липу, непременно заблудится в лесу. Если липа возле дома вдруг засохнет, будет в семье несчастье. Цветы липы обладают потогонным, жаропонижающим, отхаркивающим, мочегонным и бактерицидным действием. Липовый цвет считается надежным средством от простуды, кашля, головной боли. Порошок из листьев и семян этого дерева может останавливать кровотечение и залечивать ожоги, ее сок укрепляет волосы, а настой из цветов придает коже свежесть.
Евсеев день (5 июля) называли днем встреч. «Накануне Ульян не нашел Ульяну, а теперь она сама пошла его искать». Если в этот день идет дождь — будет хороший урожай хлеба.
Купальницей Аграфену (6 июля) прозвали за то, что вечером ее дня начинаются купания. Наступает ночь на Ивана Купалу. Аграфена Купальница, Иван Купала и Петры-Павлы (через несколько дней) слились в один большой праздник. На Аграфену все купались в реках, мылись в банях, употребляя при этом разные травяные сборы. Собранные в ночь на Ивана Купалу травы и коренья обладают особенной целебной силой. В этот день готовили «обетную кашу» — обед из постных блюд, который жители деревни собирали вскладчину и выставляли на улице для нищих и путников. На Аграфену было принято сеять репу.
7 июля Иван Купала. Купания начинались накануне, вечером дня Аграфены Купальницы, и продолжались всю ночь. В сам же день Ивана Купалы окунаться в реку или озеро нужно было непременно между утреней и обедней — после этого проходят все болезни, а не купается в это время только колдун. По легенде, цветок папоротника распускается один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и может наделить даром предвидения и способностью находить клады. Огонь в ночь на Купалу принято добывать из дерева трением — он прогоняет болезни и дарит жизнь. В ночь на Ивана Купалу всегда прыгали через горящий костер. Счтиталось, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы летают над землей и собираются на Лысой горе. Это время принадлежит всей нечисти, которую только можно представить: ведьмам, колдунам, водяным, русалкам, лешим. Для защиты от них на окна и двери вешали жгучую крапиву.
Специально для «Вестей»
подготовил Николай ПРИМЕТИН