15 июля чествовали Берегиню — мать всех духов и всего богатства земли. Ее нередко представляли в виде березы, поэтому девушки ходили в лес попросить счастья в любви. На Берегиню можно было попытаться приворожить возлюбленного. Считается, что береза охраняет людей и жилища от козней нечистой силы, поэтому березу нередко сажали около дома. Берегиня помогала во всем: охраняла скот, наделяла травы целебными свойствами, питала плоды и овощи. В этот день чествовали «Матушку Сырую Богородицу». Называли праздник также днем Петровой Матки — по имени святого Петра, которого вспоминали незадолго до этого.Если на деревьях появилось много желтых листьев — осень и зима будут ранними.
Мокий и Марк, Стожары (16 июля) считался несчастливым, поэтому не стоит начинать новые дела и вообще проявлять во всем повышенную осторожность. Еще одно название этого праздника — Стожары. Так называли Плеяды в созвездии Тельца чье появление на небе обещало охотникам удачу. Если же его не видно — в лес не стоило и отправляться, все равно вернешься ни с чем. Если комары и мошки вились кругами, хорошая погода будет ближайшие семь суток.
17 июля Андрей Налива. К его именинам на полях наливались озимые культуры. Если в этот день шел дождь, его называли «андреевским». «Каков Андрей Налива — таков и Калинник (11 августа)». Если же на Андрея появлялись на деревьях желтые листья, будет ранняя осень.
18 июля Афанасьев день, Месяцев праздник. Вечером выходили на улицу и смотрели, как месяц «играет» в небе, празднует свой день. Считали, что от этого сил в человеке прибавится. Такая «игра» предвещала хороший урожай, если к тому же месяц светил ясно, был хорошо виден, ждали сухую и теплую осень.
На Сысоев день — 19 июля — утром роса приобретает целебные свойства и дает силы и здоровье и человеку, и зверю, и птице: «Сысой — ходи по росе босой». В этот день в деревнях начинали варить варенье из черной смородины.
На Авдотью Сеногнойку (20 июля) случались частые дожди, мешавшие заготовке сена. Если в этот день начнутся осадки, то выпадать им еще несколько недель. Начиналась жатва и первый сжатый сноп обвязывали полотенцем и освящали в церкви. Распространены были гадания. В день Авдотьи после жатвы бросали в ниву серпы. Если серп воткнется в землю — это предвещало смерть того человека, на которого гадали.
Прокопий Жнец (21 июля) или Жатвенник. С этого дня начинали жать рожь. На Прокопия читали заговоры чтобы не уставала спина во время жатвы: «Как ты, матушка-рожь, целый год шаталася, да не скудалася (не болела), так бы и мне рабу Божию, жать, да не скудаться». Считали, что в этот день на полях появляется камаха (так называли червеца, насекомое-вредителя) которая свивается в клубок и катается по земле. Если такой клубок попадется человеку под ноги, ждет его благополучие на целый год. Поэтому на Прокопия многие специально выходили в поле — поискать камаху. С Прокопия начинала поспевать черника. «В ягодный год дел невпроворот». Черника — чудесная ягода, обладающая целебными свойствами. Считается, что особенно она полезна для зрения, и при болезнях пищеварения, цинге, ревматизме и подагре.
Специально для «Вестей»
подготовил Николай ПРИМЕТИН