Главная Власть Прокуратура Ленинградской области на страже закона и правопорядка

Прокуратура Ленинградской области на страже закона и правопорядка

О результатах деятельности прокураторы за прошедший год рассказал прокурор Ленинградской области Сергей ЖУКОВСКИЙ.

– Большой спектр работы прокуратуры относится к вопросам экологии. Как обстоят дела с защитой и восстановлением лесов?

– В 2022 году экологи сообщали об ухудшении санитарного состояния лесов в области: усыхание спелых и перестойных деревьев фиксировалось на площади 1673,06 гектара. Санитарно­оздоровительные мероприятия (СОМ) на тот год должны были охватить площадь в 589,3 гектара, а это и сплошные (330,5 га), и выборочные санитарные рубки (244 га), а также уборка неликвидной древесины – 14,8 га. Однако в итоге реализация плана СОМ за 2022 год составила всего 12,45%. Поэтому недостатки в работе исполнительных органов власти по части поддержки санитарного состояния лесов были включены в обобщенное представление прокуратуры в адрес Губернатора области в мае 2023 года (рассмотрено и удовлетворено).

Как результат, в 2023 году годовой план СОМ был выполнен на 70% – 209 га, а по лесопатологическим обследованиям и вовсе перевыполнен (118%): при плане 2484,6 га работы проведены на площади 2953 га. В текущем году планируется провести СОМ на площади в 152,8 га, соответствующие работы уже выполнены на площади 61,3 га (более 40%).

Вопрос поддержки санитарного состояния леса, а также административная практика по ст. 8.31 КоАП РФ, был детально нами обсужден на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам исполнения законодательства, направленного на пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в сфере использования лесов и особо охраняемых природных территорий.

Что касается мониторинга нарушений правил санитарной безопасности, то по результатам рассмотрения направленных в Комитет государственного экологического надзора области материалов к административной ответственности по ст. 8.31 КоАП РФ привлечены 12 виновных лиц, в отношении 9 из которых назначены штрафы на общую сумму 300 тыс. рублей.

По искам природоохранной прокуратуры на двух лесоарендаторов возложена обязанность обеспечить выполнение санитарно­-оздоровительных и лесовосстановительных мероприятий на арендованных участках.

При надзорном сопровождении прокуратуры области СУ СК России по Ленинградской области расследуется уголовное дело по факту организации преступным сообществом в составе руководителей ООО «Изобилие», ООО «Технолес», ООО «Бум Строй», сотрудников Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и подведомственных ему учреждений незаконных рубок лесных насаждений в Северо-Западном лесничестве Выборгского района, которые повлекли причинение государству ущерба в размере не менее 1,2 млрд рублей.

– Как осуществляется надзор за исполнением антимонопольного законодательства?

– Анализу состояния законности в сфере противодействия картелям мы уделяем постоянное внимание, оцениваем деятельность Ленинградского УФАС России в вопросе выявления картельных сговоров при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Так, в результате прокурорской проверки организации и проведения электронных аукционов в ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер» были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Речь идет о закупках с участием ООО «Б­Мед», ООО «ФормозаМедикал», ООО «Аконит». Компании при проведении закупок по 5 извещениям подавали заявки в один день с незначительной разницей во времени с использованием одного IP­-адреса, при этом явно отказываясь от конкурентной борьбы: для всех аукционов характерно незначительное снижение цены.

На основании материалов проверки УФАС по городу Санкт-­Петербургу возбуждено антимонопольное дело о нарушении статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135­ФЗ «О защите конкуренции».

В итоге компании-­нарушители привлечены к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафов, которые полностью оплачены.

– Ленобласть уделяет особое внимание развитию АПК. Процветание сельского хозяйства невозможно без обеспечения правовой охраны земель. Были ли случаи пресечения нарушений в данной сфере?

– Прокуратура регулярно проводит проверки исполнения требований земельного законодательства в рамках Федерального закона от 24.07.2002 № 101­ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В результате одной из них были выявлены неправомерные действия должностных лиц администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского района. Речь идет о передаче из федеральной в частную собственность земельного участка площадью 78 237 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.

По факту выявленных нарушений в Арбитражный суд г. Санкт­-Петербурга и Ленинградской области в порядке ст. 52 АПК РФ направлено исковое заявление о признании договора купли­-продажи недействительной сделкой и применении последствий ее недействительности, приняты меры по обеспечению иска в виде запрета совершения регистрационных действий с земельным участком.

– Проблема незаконных свалок всегда актуальна. Как прокуратура борется с этим явлением?

– В 2023 году удалось добиться ликвидации 253 свалок общим объемом около 98 тыс. м3. Со всеми лесоарендаторами, допустившими загрязнение лесов, организована претензионно­-исковая работа.Очистка земель способствует не только сохранению естественных экосистем и улучшению эстетического вида населенных пунктов, но и снижает вероятность ландшафтных и лесных пожаров, в результате чего обеспечивается безопасность жизни и здоровья граждан.

В текущем году во взаимодействии с Правительством области ликвидировано более 30 свалок.В соответствии с Областным законом Ленинградской области от 19.12.2023 № 145­оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» администрациям 23 муниципальных образований предоставлены субсидии из регионального бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок на общую сумму 100 млн руб. В настоящее время заключены муниципальные контракты, которые находятся на исполнении.

Кроме того, в рамках реализации федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология» региональными органами власти заключен государственный контракт на выполнение работ по рекультивации старой городской свалки в г. Светогорск Выборгского района Ленинградской области, который находится на исполнении (срок завершения работ – 31.10.2024).

Прокуратурой области организован постоянный контроль за его надлежащим исполнением. Так,в связи с отдельными недочетами при разработке и утверждении проектно-сметной документации, Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте 2024 года объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона руководителю заказчика и председателю курирующего его регионального Комитета.

– Благодаря цифровизации государственного управления появилось множество информационных систем, которые значительно повысили доступность госуслуг для граждан. Что Вы можете сказать о работе в этом направлении?

– Прокуратурой области на регулярной основе проводится анализ результатов работы по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, цифровой валюты и компьютерной информации, а также в сфере соблюдения законодательства при передаче сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Например, по результатам проверки Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а также интегрированных с ней «Ариадны» и «Авиценны» были вскрыты факты использования несертифицированных баз данных, а также нарушения законодательства о контрактной системе при закупке указанных систем. В связи с чем руководителю ГКУ ЛО «Оператор электронного правительства», являющегося оператором перечисленных информационных систем, внесено представление, после чего учреждением скорректирована работа, в том числе приняты меры для использования этих систем.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что на основании государственного контракта ООО «Петрика» выполнены работы по созданию Регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения.

При этом условиями государственного контракта предусмотрено, что в стоимость услуг входят расходы на вознаграждение исполнителя за передачу права пользования на программное обеспечение в размере 8 000 000 руб., что противоречит требованиям действующего законодательства.

В этой связи прокуратурой области в порядке ст. 52 АПК РФ направлено в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области исковое заявление о признании сделки недействительной и том, что исполнитель обязан возвратить необоснованно полученные финансовые средства.

Также прокуратурой проведена проверка автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ», по результатам которой выявлены факты невнесения сведений по мониторингу и контролю устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (из более чем тысячи аварийных отключений систем ЖКХ сведения в систему внесены только о 125 авариях). Более того, на момент проверки к системе были подключены не все операторы поставщиков данных. В итоге нарушения устранены, сведения внесены в систему, подключены оставшиеся поставщики данных, усилен надзор в данной сфере.

На особом контроле – вопрос обработки персональных данных. Так, Всеволожской городской прокуратурой вскрыты факты получения неправомерного доступа к персональным данным граждан через личные кабинеты на Едином портале госуслуги применения электронных цифровых подписей указанных лиц, что привело к незаконной постановке на миграционный учет иностранных граждан по месту жительства заявителей в г. Мурино и г. Колтуши. По итогам проверок были возбуждены уголовные дела о неправомерном доступе к компьютерной информации и фиктивной постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ.

На постоянной основе осуществляются проверки соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах. Инициируется вопрос их административной ответственности в целях предупреждения преступлений в сфере информационно­коммуникационных технологий.

Так, Выборгской городской прокуратурой проведена проверка по поступившей из СУ УМВД России по Выборгскому району информации о нарушении ПАО «Мегафон» требований закона о связи, выразившиеся в неисполнении обязанности по прекращению оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть, в связи с чем по постановлениям городского прокурора ПАО «Мегафон» дважды привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ в виде штрафов в размере по 600 000 рублей за каждое административное правонарушение.

Нарабатываем практику взыскания с сотовых операторов, которыми не приняты должные меры по защите наших граждан от звонков с использованием «подменных» телефонных номеров, похищенных денежных средств. Первый такой иск направлен прокурором Ломоносовского района в интересах местного жителя, 1940 года рождения, еще один предъявлен Гатчинским городским прокурором в защиту 66-летней женщины.

– Как регулируется работа жилищно-­коммунальных служб на территории садоводств?

– Прокуратурой области на регулярной основе проводятся проверки обращений граждан – членов садовых некоммерческих товариществ. Наибольшее количество обращений по данной тематике связано с вопросами надлежащего оказания коммунальных услуг.

Всего прокурорами выявлено более 50 нарушений закона, внесены представления об их устранении, ответственным должностным лицам объявлены предостережения.

Так, после вмешательства прокуроров произведены необходимые ремонтные работы в Гатчинском, Всеволожском, Выборгском, Волховском, Тосненском, Кингисеппском, Ломоносовском и Приозерском районах.

Прокуратура Ломоносовского района добилась восстановления электроснабжения в 15 населенных пунктах, Тосненская городская прокуратура в деревне Трубников Бор. Все аварии на объектах энергоснабжения устранены, работы завершены, права граждан восстановлены в отношении 138 755 человек.

Прокуратурой области по результатам проведенной проверки АО «ЛОЭСК Электрические сети Санкт­-Петербурга и Ленинградской области» вскрыты факты нарушений сроков технологического присоединения в отношении 1471 объектов. Речь идет о нарушении требований законодательства и инвестиционной программы: не обеспечено повышение надежности и качества снабжения потребителей электрической энергией, не достигнуты показатели по снижению аварийности и повышению надежности электрических сетей, о чем свидетельствует увеличение количества аварий, в том числе по причинам ненадлежащего содержания объектов электросетевого хозяйства.

Кроме того, компанией не обеспечена реализация 5 проектов по строительству новых объектов электросетевого хозяйства и 7 проектов по реконструкции существующих объектов электросетевого хозяйства для усиления электрической сети в целях осуществления технологического присоединения; 33 проектов по реконструкции трансформаторных и иных подстанций; 12 проектов по реконструкции линий электропередачи; 23 проектов по новому строительству объектов электросетевого хозяйства; 1 проекта по строительству трансформаторных и иных подстанций. Данные нарушения привели к снижению объема энергопотребления в СНТ, ДНП, КП, что повлекло аварийные отключения.

Внесенный акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен, приняты меры к устранению выявленных нарушений.

– Как осуществляется контроль за организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, например, в сфере теплоснабжения?

– С целью полноты оценки состояния законности в сфере теплоснабжения и подготовки к отопительному сезону 2024/2025 годов на территории региона обеспечен системный сбор и анализ сведений, статистических и иных данных, характеризующих ситуацию в анализируемой сфере. Проводятся проверки качества выполненных работ, в том числе в части исполнения планов ремонта сетей, своевременного накопления неснижаемого запаса топлива, укомплектованности техникой и материалами для оперативного выполнения аварийно­восстановительных работ, а также принимаются меры по устранению системных проблем, препятствующих бесперебойному прохождению зимнего периода,

На территории Ленинградской области в установленный законом срок к 15 ноября прошлого года получили паспорта готовности 160 из 171 муниципальных образований. В результате принятых мер реагирования и слаженного межведомственного взаимодействия с Северо­

Западным управлением Ростехнадзора, органами исполнительной власти региона и местного самоуправления количество муниципальных образований, не получивших паспорта готовности, сократилось с 16 до 11 (Бокситогорский район – 3 поселения, Волховский – 4, Всеволожский – 2, Кировский – 1, Лужский – 1). При этом еще в 2020 году таких муниципальных образований было и вовсе 24.

В рамках подготовки к новому отопительному сезону 2024 – 2025 годов прокуратурой области организованы проверочные мероприятия с участием городских и районных прокуроров,специалистов Северо­-Западного управления Ростехнадзора в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории региона с целью недопущения повторного срыва отопительного сезона и определения степени готовности муниципальных образований к нему.

Кроме того, обсуждение указанных вопросов запланировано на заседании межведомственной рабочей группы 02.07.2024.

Протяженность сетей теплоснабжения на территории Ленинградской области составляет 2125,8 км, процент износа 52,3%.

За 5 месяцев 2024 года на территории региона зафиксировано 116 случаев прекращения подачи коммунальной услуги в сфере теплоснабжения.

Ситуация в сфере обеспечения надежности теплоснабжения на территории Ленинградской области находится на постоянном контроле региональной прокуратуры.

– В последние годы Ленобласть бьет рекорды по объемам инвестиций, что отразилось на популяризации такой формы государственно­-частного партнерства, как концессия. Как обстоят дела в этой сфере?

— Понимая, что реализация концессий позволяет обеспечить надежность жилищно-коммунального сектора, прокуроры ориентированы на принятие мер по максимальному заключению концессионных соглашений. В результате конструктивного диалога с Правительством региона обеспечено заключение 27 концессионных соглашений (форма вовлечения частного сектора в эффективное управление государственной собственностью), из которых 18 касаются объектов коммунальной инфраструктуры (11 – в сфере теплоснабжения, 7 – водоснабжения и водоотведения), 2 – объекта здравоохранения, 3 – спортивных объекта, 1 – объект образования, 3 – здания общественных бань.

В 2024 году администрации муниципальных образований планируют заключить еще 18 таких соглашений. Речь идет о 404 объектах различной сферы, в том числе ЖКХ.

В данный момент на стадии рассмотрения находятся 10 потенциальных соглашений в отношении объектов теплоснабжения Сосновоборского городского округа, Лужского, Гатчинского, Тихвинского, Киришского муниципальных районов и Синявинского городского поселения Кировского муниципального района.

Одним из примеров эффективной реализации концессии стало строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-­Петербург, часть которой проходит по территории Тосненского района Ленинградской области.

Прокурорами неоднократно выявлялись факты неисполнения органами местного самоуправления требований законодательства о концессионных соглашениях при использовании объектов коммунальной инфраструктуры, в связи с чем принимались меры прокурорского реагирования.

По результатам рассмотрения внесенных в декабре 2023 года Всеволожским городским прокурором главам администраций Колтушского и Кузьмоловского поселений представлений по факту непринятия мер по передаче объектов централизованного водоснабжения и водоотведения, органами местного самоуправления подготовлены проекты концессионных соглашений, которые находятся на согласовании. В концессию будет переданы 180 объектов централизованного водоснабжения и водоотведения и 3 котельные.

– Как решается вопрос погашения задолженности по заработной плате в регионе?

– На начало 2024 года общий размер задолженности по заработной плате составил более 46 с половиной миллионов рублей, к июню этот показатель сократился до 41,3 млн руб. на 8 предприятиях региона. В июне прошлого года размер задолженности был более существенным и составлял почти 68 миллионов.

Незначительные темпы сокращения размера задолженности по заработной плате в регионе вызваны тем, что практически 90% задолженности (37 миллионов) приходится на 6 предприятий, находящихся в различных стадиях несостоятельности (банкротства). В связи с этим при проведении проверок прокурорами осуществляется постоянный контроль за деятельностью конкурсных управляющих, в том числе по реализации имущества предприятий-­должников, оказывается содействие в осуществлении их полномочий, а также дается оценка соблюдения требований законодательства об оплате труда при погашении имеющихся у предприятия долгов.

Так, при непосредственном сопровождении прокуратуры Ленинградской области за первые пять месяцев 2024 года удалось погасить задолженность в размере более 5 млн. руб. перед 40 работниками на предприятии-­банкроте.

Кроме того, прокуратурой области совместно с налоговыми, правоохранительными органами, службой судебных приставов, государственной инспекцией труда по Ленинградской области, органами государственной и муниципальной власти ведется активная работа по выявлению латентной задолженности по заработной плате.

В текущем году Выборгской, Тосненской, Тихвинской городскими прокуратурами организованы надзорные мероприятия в отношении предприятий, на которых имеется задолженность по заработной плате и (или) введен режим простоя.

Официальная численность зарегистрированных безработных граждан – 2155 чел., что соразмерно с данными прошлого мониторинга.

Уровень регистрируемой безработицы составляет – 0,2%. Минимальный уровень регистрируемой безработицы в Волховском, Гатчинском, Киришском, Кировском муниципальных районах и Сосновоборском городском округе – 0,1%, максимальный – Бокситогорский муниципальный район – 0,5%.

Данное направление надзора с учетом его высокой социальной значимости находится на постоянном контроле прокуратуры области, проведение проверок носит системный характер.

– Ленинградская область демонстрирует позитивную демографическую динамику – численность населения растет с каждым годом. Какие предпринимаются меры по обеспечению граждан жильем?

– Ведется работа по выявлению выморочного имущества (имущество, оставшееся после умершего лица и на которое никто не претендует) и оформления права на муниципальную собственность на данные жилые помещения. В поселениях разработаны муниципальные программы по обеспечению качественным жильем граждан.

Отдельное внимание уделяется гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди. Прокуратура организовала надзорное сопровождение за обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, детей-­сирот, граждан, проживающих в аварийном жилом фонде.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования жилыми помещениями обеспечено свыше 500 граждан указанной категории. Например, Гатчинской городской прокуратурой защищены права инвалида, страдающего заболеванием, предусматривающим предоставление ему отдельного жилого помещения.

Кроме того, по итогам прокурорского вмешательства органами местного самоуправления принимаются меры по созданию маневренного жилищного фонда (помещений для временного проживания), увеличению его объема.

Прокуратура Ленинградской области всегда стояла
и стоит на страже интересов жителей региона.

 

Комментарии
0
Рекомендуем:
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти: от велозаездов до сплава по реке
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Волховский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Всеволожский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Выборгский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Гатчинский округ
Новости Ленинградской области
27 сентября Солнечный удар по телевизору
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Кингисеппский район
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Киришский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Кировский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Ломоносовский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Лужский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Подпорожский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Приозерский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Сланцевский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Сосновоборский городской округ
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Тихвинский район
В муниципалитетах
27 сентября Спортивные выходные в Ленобласти. Тосненский район
Новости Ленинградской области
27 сентября Землю в Ленобласти может получить любой участник СВО
^