— В связи с происходящими в России и в мире событиями вопросы безопасности выходят едва ли не на главный план. Как это отразилось на работе структур, обеспечивающих безопасность на территории Ленинградской области?
— Да, вопросам безопасности уделяется много внимания.
В 2023 году мы впервые оказали помощь Росгвардии в покупке служебного транспорта и материально-технического оснащения.
Безусловно, сохраняется проблема недостаточности сил полиции. Данный вопрос регулярно поднимаются на заседаниях комиссий, совместных совещаниях. Органы государственной власти Ленинградской области не наделены полномочиями по контролю деятельности федеральных органов исполнительной власти. Тем не менее в пределах компетенций мы принимаем комплексные меры по поддержанию правопорядка.
Сейчас мы активно внедряем технические средства контроля за оперативной обстановкой на улицах (устанавливаем средства видеонаблюдения с выводом информации в дежурную часть органа внутренних дел), проводим профилактическую работу, оказываем содействие МВД в строительстве зданий для размещения подразделений полиции, приобретении транспорта, оказании мер материального стимулирования.
Как и в других регионах России, в Ленинградской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации создан и функционирует Оперативный штаб. Под руководством Губернатора Ленинградской области с октября 2022 года по май 2024 года проведено 30 заседаний. На них рассматриваются актуальные вопросы, требующие принятия решений о проведении мероприятий по защите населения и территории от ЧС, обеспечения безопасности важных объектов, вопросы противодействия БПЛА, оказания содействия подразделениям Министерства обороны в решении задач защиты территории и населения региона.
Регулярно в области проводятся тренировки и учения по отработке навыков спасения людей, в том числе с привлечением различных силовых ведомств и реагирующих служб. В 2023 году мы провели крупные командно-штабные учения по линии гражданской обороны, которые также планируем провести и в этом году.
Говоря про развитие спасательных служб региона, отмечу, что последние годы мы проводим комплексную работу по их оснащению современной техникой и оборудованием.
Финансирование ГКУ «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Ленинградской области», в состав которого входит областная Аварийно-спасательная служба, с 2014 по 2024 год увеличилось в 6,4 раза (2014 – более 216 млн руб.; в 2024 – без малого 1,4 млрд руб.).
В 2023 году в подразделения Аварийно-спасательной службы закуплены 3 аэролодки «Фантом-850» и 6 акустических приборов поиска «Сарган». В 2024 году планируется обновление автопарка спасательных автомобилей, беспилотных летательных аппаратов, водолазного оборудования, а также спасательных плавсредств.
Планируется закупка телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (5 шт.) (роботизированных подводных станций) для организации поисково-спасательных работ под водой: поиска, обнаружения и обследования объектов в сложных подводных условиях и на больших глубинах. С их применением повышается безопасность работ водолазов аварийно-спасательной службы Ленинградской области.
Также мы планируем строительство нового здания поисково-спасательной станции в Приозерске. Это связано, прежде всего, с тем, что здание пожарной части, где в настоящее время располагается личный состав отряда, было построено в 1939 году. Сейчас оно не в полной мере соответствует современным критериям оснащения. Новое здание сможет обеспечить личный состав более комфортными условиями, в соответствии с современными критериями и новой учебно-материальной базой.
Безусловно, без внимания не остается и ГКУ «Леноблпожспас», но про это мы поговорим далее в интервью.
В 2023 году были частично обновлены запасы гражданской обороны Ленинградской области: закуплены кровати, световые башни, генераторы, комплекты гидравлического аварийно-спасательного инструмента и радиолокационные приборы поиска биологических объектов для обнаружения пострадавших в завалах. Кроме того, на 2024 год запланировано приобретение каркасных палаток М-10 и М-30 и дополнительных спальных мест для организации эвакуации населения.
На базе ГКУ «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Ленинградской области», в рамках выполнения плана развития Аварийно-спасательной службы области и мероприятий гражданской обороны, планируется создать Отряд (службу) гражданской обороны. Он будет заниматься вопросами организации безопасности населения и территории, как в обычное время, так и при ЧС. В его ведении будут находиться вопросы обеспечения эвакуационных мероприятий, и организация выдачи СИЗ. Отряд (служба) будет снабжена специальной техникой, РХБЗ разведки, комплексами специальной санитарной обработки, специальной тяжёлой техникой.
В 2023 году в подведомственность Комитета правопорядка и безопасности области перешел ГКУ «Региональный мониторинговый центр» (ГКУ «РМЦ»).
Учреждение обеспечивает исполнение полномочий Комитета по созданию, развитию и функционированию на территории области Системы-112, дежурно-диспетчерской службы Правительства Ленинградской области, аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «БГ»).
В рамках АПК «БГ» созданы и развиваются: Система интеллектуального видеонаблюдения и видеоаналитики (ВАН АПК «БГ»), Система автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, Система мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров, Автоматизированная система контроля радиационной обстановки Ленинградской области, Система оповещения населения Ленинградской области (подсистемы РСЧС), Региональная информационно-навигационная система Ленинградской области (РИНС).
В настоящий момент мы проводим работу по подключению к ВАН АПК «БГ» локальных систем видеонаблюдения объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, спорта, уличных видеокамер населённых пунктов, включая проекты «Комфортная городская среда», дорожных видеокамер ФКУ УПРДОР «Северо-Запад» и др. Также запланировано строительство новых и модернизация действующих локальных систем видеонаблюдения (ЛСВН) в населённых пунктах, в том числе с учетом обращений органов внутренних дел и исходя из приоритетов и возможности бюджетов.
Говоря о развитии в 2024 году Системы-112 Ленинградской области, отмечу, что сейчас перед нами также стоит ряд задач. Например, ведется работа по подключению к ней Дежурно-диспетчерской службы Правительства области, разработке проектов по развитию систем экстренной связи «гражданин-полиция» на основе установки в общественных местах терминалов «112» (в т.ч. в образовательных и иных социальных учреждениях, павильонах «Умная остановка»).
На реализацию мероприятий по обеспечению функционирования и развития системы АПК «БГ», обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания Ленинградской области на 2024 год запланировано более 34,5 млн.р., из них на развитие системы «Безопасный город» — свыше 22, 6 млн. р.
В целом, бюджет для осуществления полномочий Комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области увеличился с 2.6 млрд руб. в 2020 году до 4,1 млрд руб. в 2023 году.
— Прошлый год ознаменовался тем, что впервые за 20 лет на территории региона не были зарегистрированы чрезвычайные ситуации. Это стечение обстоятельств или итог планомерной работы антикризисных ведомств?
— Действительно, в 2023 году на территории Ленинградской области чрезвычайных ситуаций ни природного, ни техногенного характера не произошло. Безусловно, это не стечение обстоятельств, а результат слаженной работы всех спасательных служб, эффективного межведомственного взаимодействия органов управления, сил и средств Ленинградской областной подсистемы РСЧС при возникновении аварийных ситуаций и происшествий.
ЧС легче предупредить, чем ликвидировать их последствия.
С этой целью комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС Ленинградской области, председателем которой является Губернатор региона, заблаговременно принимаются решения по проведению превентивных мероприятий на основе прогнозируемых сезонных и других рисков.
Так, ежегодно Правительством выделяются средства на проведение ледовзрывных работ в весенний период для минимизации негативных последствий весенних паводков. Отмечу слаженную работу Аварийно-спасательной службы области и районной администрации по помощи населению города Тихвин во время подтоплений в апреле этого года.
В перспективе планируется оборудование дополнительных спасательных постов для прикрытия на автодорогах федерального значения «Сортавала» и «Скандинавия» для сокращения времени реагирования на дорожно-транспортные происшествия и происшествия в природной среде, а также создание дополнительно двух поисково-спасательных отрядов в городах Кингисепп и Кириши.
За последний год проводится работа по комплексному совершенствованию деятельности Дежурно-диспетчерской службы Правительства области, выстраиванию вертикали взаимодействия с ней единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований области, что также повышает эффективность принятия решений в экстренной ситуации и оперативность действий всех реагирующих служб.
— Какая работа проводится для снижения уровня преступности? Как обеспечивается правопорядок в районах новостроек, где ведется интенсивная застройка, и как обстоит дело в обеспечении органов правопорядка помещениями?
— В связи с интенсивным жилищным строительством в зонах агломерации с Санкт-Петербургом, оказывается содействие органам внутренних дел в обеспечении правопорядка и безопасности на территории урбанизированных населенных пунктов. Прежде всего, это касается таких населённых пунктов Всеволожского района, как Мурино, Кудрово, Сертолово, Янино.
По итогам 2023 года количество преступлений, совершаемых в общественных местах Всеволожского района сократилось на 41,6%, в том числе уличных – на 44,3%. Эти же тенденции сохранились и в 1 квартале текущего года: по общественным местам снижение преступности на 17,4%, по уличной – на 22%.
С 2018 года мы реализуем Соглашение с МВД России о содействии в материально-техническом оснащении подразделений полиции. За это время построено и реконструировано 12 зданий для размещения областных подразделений полиции и МРЭО, в том числе во Всеволожском, Волховском, Кингисеппском, Кировском, Ломоносовском, Приозерском и Тосненском районах.
Всего на материальное обеспечение полиции с 2018 по 2023 год из средств областного бюджета Ленинградской области затрачено более 1 миллиарда рублей, приобретены 117 единиц автотранспорта для нужд полиции.
В частности, за счёт применения технологии быстровозводимых модульных конструкций построены новые здания для 124 отдела полиции во Всеволожске (2020г.), 87 отдела полиции в Мурино (2021г.), 88 отдела полиции в Сертолово (2023г.), произведено их оснащение всем необходимым. Сейчас, за счёт привлечения средств инвесторов, продолжается строительство нового капитального здания в Кудрово. Выделено помещение под опорный пункт полиции в Янино.
Однако дело не только в помещениях. Остро стоит вопрос комплектования подразделений полиции. Он относится к полномочиям МВД, на работу которого мы влиять не вправе.
В целях стимулирования деятельности полиции и повышения престижа службы, Правительство Ленинградской области приняло решение о ежеквартальном премировании 1 400 сотрудников (вне системы оплаты труда), на что ежегодно из областного бюджета выделяется свыше 75 млн. рублей.
Мы активно совершенствуем систему вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и внедряем правоохранительные сегменты аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
За 2023 год через «Систему-112» от граждан и организаций принято и обработано почти 11 тыс. сообщений, свыше 1 млн. звонков. На сегодняшний день к системе интеллектуального видеонаблюдения подключены более 3000 видеокамер и 1000 систем фото-видео фиксации нарушений ПДД. Их работа также улучшает раскрываемость преступлений и профилактику правонарушений.
В настоящий момент наше подведомственное учреждение «Региональный мониторинговый центр» занимается технической проработкой вопроса регистрации через «Госуслуги» на электронном ресурсе системы «112» письменных обращений граждан и организаций о преступлениях и иных происшествиях.
— Как бы Вы оценили потенциал добровольных обществ содействия органам правопорядка, прежде всего ДНД? В чем видите возможности дальнейшего их развития и использования общественных инициатив?
— К концу 2023 года численность народных дружин в Ленинградской области возросла со 104 до 114, постоянную деятельность ведут 85 дружин в рамках заключенного соглашения (в том числе 16 из них на территории Всеволожского района). В охране общественного порядка принимают участие более 1300 человек.
Процесс создания ДНД в городских и сельских поселениях, в первую очередь, зависит от инициативной воли граждан. Главное условие их эффективной деятельности – они должны работать в тесной связке с полицией.
Значительную роль в становлении и развитии деятельности народных дружин должны играть крупные предприятия и объединения.
Например, на территории Киришского района активно действует народная дружина численностью более 500 человек, созданная на базе трудового коллектива «Киришинефтеоргсинтез». При поддержке со стороны руководства Сосновоборской ЛАЭС работники данного предприятия входят в состав народной дружины, действующей на территории Сосновоборского городского округа. Аналогичный актив народной дружины в Бокситогорском районе сформирован из числа работников Бокситогорского глиноземного завода (АО «РУСАЛ Бокситогорск»). За счёт этих средств предприятий производятся дополнительные выплаты и предоставляются дополнительные дни к отпуску.
Правительство области, в целях стимулирования деятельности ДНД каждый год проводит областные конкурсы «Лучшая народная дружина Ленинградской области» и «Лучший народных дружинник Ленинградской области» с призовым фондом более 300 тысяч рублей. Кроме того, мы обеспечиваем народных дружинников личным страхованием.
Из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ленинградской области ежегодно выделяется финансирование. В этом году оно составило более 12 миллионов рублей.
Вместе с тем, как показал региональный «Рейтинг-47», по итогам 1 квартала 2024 года недостаточное количество народны дружин создано в Лужском, Тихвинском, Кировском, Волховском районах.
В целях развития народных дружин администрациями муниципальных образований должны регулярно проводиться встречи с активом предприятий и организаций. Важно, чтобы полиция также выступала инициатором привлечения граждан к охране правопорядка, инструктировала и обучала дружинников основным правилам грамотности и личной безопасности.
— Какая работа проводится по поддержке формирований, где служат ленинградцы, в зоне СВО?
— Правительство региона на постоянной основе помогает военнослужащим жителям Ленинградской области, в том числе и тем, кто был мобилизован.
Большая работа в этом направлении ведется региональным и муниципальным штабом Всероссийской акции #МыВместе, региональным филиалом фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества», фондом «Ленинградский рубеж», региональным отделением партии «Единая Россия», исполкомом ОНФ в Ленинградской области.
В работе принимают участие жители региона, члены общественных, добровольческих организаций и объединений, представители бизнес-сообщества, волонтеры — #Команда47. Регулярно в зону СВО Ленинградская область направляет партии гуманитарной помощи и материально-технического оборудования.
Например, в зону СВО фондом «Ленинградский рубеж» передано около 30 модернизированных внедорожников для мобильных групп, оборудованных установками для пуска противотанковых ракет; 3 мобильных комплекса подавления беспилотных летательных аппаратов; более 50 внедорожников для эвакуации раненых и пострадавших.
Также для дополнительного материально-технического обеспечения продолжается сбор гуманитарной помощи от органов власти области, муниципальных районов и организаций, инициативных граждан. Как правило, это радиостанции, антидроновые ружья, маскировочные сети и халаты, квадрокоптеры, бинокли, тепловизоры, аккумуляторы, генераторы, медицинские препараты и другие необходимые военнослужащим вещи. Общая стоимость собранной гуманитарной помощи по состоянию на 20 мая 2024 года составила более 670 млн. рублей.
Регион оказывает бойцам и их семьям помощь по всем направлениям — от социальной защиты, здравоохранения до образования. На данный момент список льгот и мер поддержки состоит из 65 пунктов, причем, 46 из них предполагают прямую поддержку семей военнослужащих – жен, детей и пожилых родителей. Особое внимание уделяется членам семей военнослужащих, погибших защитников Отечества.
Региональное отделение Комитета семей воинов Отечества продолжает активную работу по оказанию психологической, правовой и социальной помощи семьям военнослужащих.
На базе 56-ого окружного учебного центра Ленинградского военного округа продолжается строительство учебного центра подготовки ленинградских добровольцев. Совместно с Фондом «Ленинградский рубеж» в учебный центр передано материально-техническое оборудование для операторов дронов и средств РЭБ.
Также прорабатывается вопрос создания Межрегионального центра высокотехнологического протезирования с реабилитацией и адаптацией лиц, получивших ранения в зоне СВО, создания на территории Аллеи Славы в парке Оккервиль города Кудрово Мемориала бойцам 47-го региона, погибшим при исполнении воинского долга в зоне СВО.
Не остаются без внимания и военнослужащие, проходящие лечение. 23 февраля в Военно-медицинской Академии им. С.М. Кирова Губернатор Ленинградской области поздравил c Днем защитника Отечества участников СВО. 9 мая Глава региона посетил филиал военно-клинического госпиталя Министерства обороны Российской Федерации для поздравления с Днем Победы участников СВО и врачей.
— Как бы Вы оценили состояние экологии на территории Ленинградской области? Как продвигается процесс рекультивации свалок? Как развиваются мощности по глубокой переработке ТКО?
— Ленинградская область в числе регионов-лидеров России по ликвидации несанкционированных свалок. При этом есть положительная динамика между убранными и выявляемыми свалками – в регионе тщательно относятся к фиксации каждой локации, где отмечено нелегальное размещение мусора.
Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области усилен контроль по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. При этом, в 2023 – 2024 годах возбуждено 1302 дела об административных правонарушениях (больше в 1,3 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), где по итогам административных расследований наложено 1068 административных штрафов и предупреждений (больше в 1,3 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) на общую сумму 23,2 млн. руб., выдано 63 представления об устранении выявленных нарушений. В 2023 году 63 % от общего числа нарушений выявлены в области обращения с отходами.
На конец 2023 года в бюджеты всех уровней взыскано административных штрафов на общую сумму более 13 млн. руб.
В связи с действующими в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 ограничениями на проведение проверок деятельность госэконадзора преимущественно направлена на мероприятия по профилактике нарушения.
В 2023 году было объявлено 1729 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, проведено 111 профилактических визита, осуществлено 465 консультирований и 155 информирований по вопросам соблюдения обязательных требований. Количество профилактических мероприятий, проведенных в 2023 году, превысило показатели в аналогичном периодом прошлого года в 1,5 раза.
В прошлом году из 2921 обращений, поступивших в адрес комитета, 50 % приходится на жалобы на нарушения в области обращения с отходами производства и потребления. Также поступали обращения по поводу нарушения в области охраны атмосферного воздуха, нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений водного законодательства.
В 2023 году наблюдается положительная тенденция по сокращению количества несанкционированных свалок отходов на территории области за счет значительного снижения количества вновь образованных свалок: на начало 2020 года имелось 936 свалок, на начало 2023 года — 240 свалок, а уже на конец 2023 года — 90 свалок.
Благодаря комплексу мер и активной совместной работы заинтересованных органов ликвидировано 226 свалок и 26 захламленных мест общим объемом 48 461,7 куб. м. Данная работа продолжается и в 2024 году. Госэконадзором уже выдано 379 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды. Комитетом проведено 112 профилактических визита, проведено 143 консультирования, 99 информирований.
В этом году на основании материалов видеофиксации, вынесено 85 постановлений о привлечении собственников транспортных средств, которые сбрасывали с них отходы. К административной ответственности в упрощенном порядке на общую сумму штрафов 4,5 млн. рублей. Работа в этом направлении также будет продолжена, в том числе с местными администрации прорабатывается вопрос установки видеокамер в местах, где данный сброс наиболее вероятен.
Поскольку органы местного самоуправления показывают свою заинтересованность в установке камер, госэконадзор обратился в Комитет финансов Ленинградской области с рассмотрением возможности перераспределения части средств, поступающих в бюджет от экологических платежей в виде штрафов за такие нарушения, в бюджеты муниципальных образований для финансирования установки видеокамер муниципальными властями. Данный вопрос прорабатывается.
По информации Комитета Ленинградской области по обращению с отходами, всего с 2019 по 2023 год на территории Ленинградской области в целях обеспечения благоприятных условий для жителей Ленинградской области ликвидировано 290 несанкционированных свалок общим объемом 261 865,51 м3.Это, в свою очередь, влияет на улучшение качества жизни населения Ленинградской области.
На территории Ленинградской области ведется строительство двух современных комплексов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов в Кингисеппском (КПО «Кингисепп»), Всеволожском (КПО «Рахья») районах.
Начало эксплуатации КПО «Кингисепп» запланировано на 2024 года, КПО «Рахья» во Всеволожском районе на 2025 года. Так, КПО «Кингисепп», мощностью по обработке 240,0 тыс. тонн ТКО в год, станет первым комплексным решением в сфере обращения с отходами в регионе, который будет обслуживать потребности восьми южных районов Ленинградской области. КПО «Рахья» мощностью по обработке 300,0 тыс. тонн ТКО в год, позволит обеспечить потребность в мощностях по обращению с отходами Всеволожского и Кировского районов.
Мы полностью прекратили завоз областных отходов на полигон «Новый Свет – Эко». Планируем в 2025 году принять участие в открытии объекта переработки отходов Ленинградской области «НЭО» во Всеволожском районе.
В рамках реализации мероприятий Федерального проекта «Чистая страна», входящим в национальный проект «Экология» в июле прошлого года заключен государственный контракт на рекультивацию закрытой городской свалки твердых бытовых отходов в Светогорске. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ она внесена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды. Срок завершения работы по государственному контракту – 2024 год Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией свалки — 14,982 тыс. человек.
— Ленобласть вошла в топ-20 регионов Зеленого рейтинга. За счет чего удалось добиться таких успехов? Как может повлиять на позицию в списке завершение заводов по переработке мусора? Масштабирование практики раздельного сбора мусора и создание современных КПО дает какой-то экономический эффект?
— По информации Комитета Ленинградской области по обращению с отходами, включение Ленинградской области в топ-20 регионов «Зеленого рейтинга», составляемого ППК «РЭО», является оценкой вклада субъекта Российской Федерации и регионального оператора по обращению с ТКО в создание благоприятных условий для устойчивого развития комплексной системы обращения с ТКО на территории области.
В связи с тем, что одним из критериев оценки Зеленого рейтинга является реализация планов по снижению захоронения ТКО до 2024 года, то своевременная реализация проектов создания КПО «Кингисепп» и КПО «Рахья» во Всеволожском районе укрепит и повысит позицию Ленинградской области в топ-20 регионов Зеленого рейтинга.
Кроме того, с началом эксплуатации новых современных КПО планируется перераспределение потоков ТКО с полигонов, мощности которых близки к исчерпанию. Таким образом, можно рассчитывать на повышение уровня социальной удовлетворенности обращением с ТКО в регионе.
По состоянию на конец 2023 года в Ленинградской области на территории 1321 контейнерной площадке для накопления отходов установлено 3011 контейнеров для раздельного накопления стекла и пластика.
Также к пилотной территории в вопросах раздельного сбора отходов у юридических лиц и ИП отнесены территории города Сосновый Бор и 5 км в радиусе от него, города Гатчина и 5 км в радиусе от него, городов Всеволожск, Кудрово, Мурино, Бугры и 5 км в радиусе от них.
В рамках заключенного государственного контракта в 2023 году на территориях 5 районов Ленинградской области установлено 208 емкостей для накопления отработанных элементов питания с последующей передачей их на утилизацию. Собрано от населения и передано на утилизацию 3 743 кг отработавших элементов питания. Работа в данных направлениях также будет продолжена.
— Как развивается комплекс, обеспечивающий пожарную безопасность региона? Какие выделяются средства? Каково техническое оснащение пожарных подразделений? Какие новые задачи стоят перед «Леноблпожспасом»?
— В состав ГКУ «Леноблпожспас» входит 58 подразделений, прикрывающих более 70 % от всех населенных пунктов Ленинградской области.
С 2011 по настоящее время построено и введено в эксплуатацию 14 пожарных депо. Большая часть из них построена за счет средств областного бюджета (п. Молосковицы Волосовского района, г. Приозерск, с. Шум Кировского района, г. Коммунар Гатчинского района, п. Толмачево Лужского района, п. Бугры, г. Сертолово Всеволожского района, д. Заборье Бокситогорского района, г. Сясьстрой Волховского района, п. Семиозерье Выборгского района, п. Новогорелово Ломоносовского района). Три из них за счет средств инвесторов (г. Кудрово, п. Янино-1 Всеволожского района).
В связи с вводом в эксплуатацию новых пожарных депо в течение 2011-2024 годов численность работников подразделений противопожарной службы Ленинградской области была увеличена на 642 единицы (с 1594 чел. до 2236 чел.).
Ежегодно Правительством Ленинградской области увеличивается финансирование на материально-техническое обеспечение противопожарной службы. Так, с 2011 по 2024 годы финансирование ГКУ «Леноблпожспас» увеличилось с 600 млн. рублей до 2 млрд. 518 млн. рублей.
Парк пожарных автомобилей обновлен на 76 %. Ежегодно закупается новая современная техника. В 2023 году за счет средств областного бюджета приобретено 7 единиц пожарной техники на сумму 123 млн. руб. (5 пожарных автоцистерн, автолестница (АЛ-30) и пожарная насосная станция (ПНС-130)), а в этом году приобретено пожарной и вспомогательной техники на сумму 151 млн. руб. 7 единиц пожарной техники (5 пожарных автоцистерн, автоцистерна пожарная с лестницей (АЦЛ-3,0-18) и 1 специальных пожарных автомобиля — автолестница (АЛ-30), 12 единиц вспомогательной техники (Лада Vesta, УАЗ Профи, Газель Next). Оснащение подразделений новыми пожарными автомашинами запланировано и в этом году.
Для увеличения заработной платы работников в 2023 году введены дополнительные стимулирующие выплаты, благодаря которым средняя заработная плата в 2023 году по сравнению с 2022 годом, в целом по учреждению, увеличилась на 16,6%. С 1 апреля 2024 года работникам пожарных частей ГКУ «Леноблпожспас», входящим в состав дежурных караулов, увеличены стимулирующие выплаты, что позволило в текущем году повысить их заработную плату на 14 % по сравнению с 2023 годом. Эта работа будет продолжаться.
Среди основных целей, которые стоят перед ГКУ «Леноблпожспас» отмечу, увеличение численности дежурных караулов пожарных частей, приобретение новой, современной пожарной техники и пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования, учебно-тренировочных комплексов для тренировки пожарных, совершенствование системы профилактики пожаров, введрение электронного мониторинга состояния пожарной безопасности населенных пунктов и объектов защиты, создание на базах ДОЛ отрядов «Юный пожарный» и вовлечение их в профилактические мероприятия, повышение квалификации работников на базе «Учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Ленинградской области» и «Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России».
Работники областной пожарной охраны успешно участвуют в профессиональных конкурсах областного, межрегионального, всероссийского и международного уровней, занимая призовые места, что также подтверждает высокий уровень их подготовленности.
— В Ленобласти принято решение о формировании системы укрытий в районах региона. Каких результатов уже удалось добиться по данному направлению?
— Да, в Ленинградской области выработана концепция укрытия населения.
На сегодняшний день определена категория населения, которой необходимо укрываться в защитных сооружениях гражданской обороны, а которым достаточно укрываться в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.
Органам местного самоуправления рекомендовано организовать работу по подбору имеющихся заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства, готовых к приему укрываемого населения в соответствии с ГОСТ Р 42.4.16-2023 для укрытия населения.
На сегодняшний день в Правительство Ленинградской области от органов местного самоуправления Ленинградской области поступили утвержденные реестры заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для проверки и формирования итогового реестра Ленинградской области.
Что касается защитных сооружений гражданской обороны, то органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области ведется работа по приведению в готовность имеющихся в собственности защитных сооружений для дальнейшего использования по укрытию установленной категории населения.
Начиная с 2023 года, Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области проводится работа по направлениям: в части проверок состояния подвалов МКД, включенных в реестр помещений, которые можно использовать для укрытия населения при возникновении ЧС,и контроль за проведением собраний собственников помещений МКД, в повестку которых включен вопрос разрешения использования подвалов в качестве укрытий для населения.
По результатам общих собраний собственников помещений МКД в Комитет поступили на хранение протоколы по 1007 МКД: из них положительные решения приняты в 550 МКД. По остальным домам, приняты решения либо отрицательные, либо не приняты из-за отсутствия кворума. Администрациями ведется работа с населением, в рамках которой житиям разъясняют актуальность использования этих подвалов для укрытия.
В ходе рабочих поездок, специалистами Комитетом государственного жилищного надзора и контроля проведены осмотры более 2,2 тыс. подвалов МКД, включенных в Реестр заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия неработающего населения Ленинградской области. По их результатам в администрации муниципальных районов и городской округ направлены предложения по корректировке реестра.
Работа по обследованию подвалов многоквартирных домов, на предмет пригодности для укрытия населения и проведению общих собраний продолжается.