– Роман Иванович, какие налоги и платежи в бюджет сегодня являются главными для бюджета области и бюджетов муниципальных образований?
– Наиболее значимыми для областного бюджета Ленинградской области являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы. По итогам 2023 года эти четыре налога сформировали около 95,0% общего объема поступлений налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
Особое значение для регионального бюджета имеет налог на прибыль организаций – он занимает около 54% общего объема налоговых и неналоговых доходов. На уровень поступления данного налога оказывают влияние многие как внешние, так и внутренние факторы. Из внешних факторов самым главным является складывающаяся геополитическая ситуация, негативно влияющая на результаты финансово-хозяйственной деятельности отдельных российских организаций. Из числа внутренних факторов основными можно назвать изменения федерального законодательства в части окончания действия с 1 января 2023 года деятельности консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и введения на ограниченный срок компенсационного механизма, при котором значительная часть налога на прибыль, уплачиваемого бывшими участниками КГН, централизуется на федеральном уровне и перераспределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по установленным нормативам. Такой компенсационный механизм оказал положительное влияние на доходную часть регионального бюджета, позволив нивелировать отрицательное влияние отмены института КГН.
Для бюджетов муниципальных образований Ленинградской области наиболее значимыми являются налог на доходы физических лиц, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, земельный налог, а также арендная плата по земельным участкам и муниципальному имуществу. В общем объеме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за 2023 год указанные платежи составили 85%.
– Каковы приоритеты бюджета 2024 года? На какие проекты и программы делается особый акцент?
– Приоритеты бюджетной политики Ленинградской области на среднесрочную перспективу в полной мере определяются вызовами, стоящими перед нашей страной в сложившейся геополитической обстановке. Говоря об основных целях бюджетной политики Ленинградской области, прежде всего, речь идет о стратегической приоритизации расходов и развитии принципов проектного управления. Во-вторых, мы стремимся к сохранению безопасного уровня долговой нагрузки Ленинградской области и делаем все возможное для обеспечения стабильных экономических условий в регионе. Кроме того, важным направлением работы является повышение эффективности управления бюджетными расходами и обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений.
Несмотря на введение беспрецедентных ограничительных мер со стороны недружественных государств, Ленинградской области удается сохранить социальную стабильность и положительную динамику развития региона, исполняя принятые обязательства в полном объеме. В регионе успешно реализовывается основная задача бюджетной политики – обеспечение сбалансированности и сохранение финансовой устойчивости бюджетов Ленинградской области. Спрогнозированная сумма доходов областного бюджета Ленинградской области и утвержденные источники финансирования дефицита позволяют обеспечить в полном объеме финансирование социально значимых расходов, публичных нормативных обязательств, а также расходов, направленных на поддержку экономики в регионе.
Традиционно наибольшую долю в структуре расходов областного бюджета Ленинградской области в 2024 году составляют расходы на социально-культурную сферу, их удельный вес в общем объеме расходов регионального бюджета составляет порядка 54,5%, наибольшие средства направляются на финансирование образования – 21,4% и социальной политики – 19,7%. Кроме этого, больших затрат требует финансирование национальной экономики – 18,9% от общего объема расходов.
В областном бюджете более 31,0% занимают межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, что соответствует проводимой в Ленинградской области бюджетной политике в части обеспечения устойчивости местных бюджетов.
Доля расходов на капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности Ленинградской области выросла до 12,7% от общего объема расходов, что свидетельствует о существенной роли расходов капитального характера и является основой роста социально-экономического развития региона.
Для сохранения финансовой устойчивости бюджетов, обеспечения в полном объеме финансирования социально значимых расходов, публичных нормативных обязательств и расходов, направленных на поддержку экономики в регионе, в областном бюджете Ленинградской области сформированы резервы порядка 6,0% от общего объема расходов, перераспределение которых позволит оперативно увеличивать финансирование по направлениям, требующим незамедлительного решения. Резервы позволят обеспечить сбалансированность областного бюджета Ленинградской области без привлечения кредитных ресурсов, дадут возможность избежать сбоев в финансировании расходов и производить все платежи ритмично и в регламентные сроки.
На реализацию государственных программ Ленинградской области в областном бюджете запланировано 88,6% общего объема расходов. Наибольшие расходы, как и в прошлые годы, направлены на реализацию государственных программ «Современное образование» (22,1% от общего объема расходов), «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» (13,8%) и «Развитие здравоохранения» (12,7%).
В этом году в Ленинградской области реализовывается 12 национальных проектов из 14, на которые направляется 8,8% расходной части областного бюджета. Наибольшие бюджетные средства запланированы на финансирование национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Здравоохранение» и «Демография».
На сегодняшний день поступательное развитие Ленинградской области обеспечивается за счет сдержанной и взвешенной бюджетной политики. Бюджет Ленинградской области сбалансирован и социально направлен. Мы уверенно смотрим в будущее, и это самое главное. У нас есть все необходимые средства, чтобы полностью выплатить все заработные платы и социальные пособия, покрыть все наши обязательства, которые стоят сейчас перед бюджетом.
– Вы курируете важный проект – социальных сертификатов, который в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» позволяет субсидировать школьные туристические поездки – расскажите о нем подробнее.
– С 2022 года в Ленинградской области реализуется региональный проект «Повышение доступности туристических продуктов» с использованием механизма социального сертификата.
Право на получение государственной услуги имеют учащиеся 5-9-х классов, обучающиеся на момент подачи заявления на получение социального сертификата в учреждениях дополнительного образования, данные о которых внесены в государственную информационную систему «Современное образование Ленинградской области». Социальный сертификат дает право получить бесплатно ребёнку краткосрочную туристическую поездку по Ленинградской области.
Детям предложены разнообразные двухдневные туристические поездки по региону с посещением знаковых культурно-исторических достопримечательностей, памятников военной истории. На каждом маршруте организованы мастер-классы и интерактивные занятия. В поездки включено экскурсионное и транспортное обслуживание, проживание в отеле не ниже 3-х звезд, а также питание. В этом году участниками программы станут 3800 детей.
– Год назад в интервью нашему изданию Вы сказали, что в Ленинградской области сложилась компетентная команда единомышленников, которую вы назвали «большой цифровой семьей». Это специалисты в сфере высоких технологий, которые сегодня в большой цене. Насколько сегодня цифровизована область? Как движется этот процесс?
– Действительно, наша команда объединяет экспертов в различных областях высоких технологий. Вместе мы движемся вперед – преодолеваем технологические вызовы, создаем цифровые решения, которые улучшают жизнь людей и делают жизнь в регионе более безопасной и удобной.
Ленинградская область поступательно проводит цифровизацию всех отраслей экономики и постоянно улучшает свои показатели и позиции в федеральных рейтингах по данному направлению. Так, на данный момент регион входит в лидирующую группу в рейтинге Минцифры России по цифровой трансформации, занимая первое место по СЗФО и 16-е место среди всех субъектов Российской Федерации.
Данный рейтинг оценивает такие показатели, как цифровая зрелость отраслей здравоохранения, образования, общественного транспорта, городского хозяйства и государственного управления; уровень информационной безопасности и импортонезависимости программного обеспечения, качество цифровизации государственных услуг и электронного межведомственного взаимодействия, внедрение механизмов обратной связи от жителей региона, таких как ПОС и Госпаблики и другие.
Так, цифровая зрелость отраслей экономики Ленинградской области по итогам 2023 года достигла 82,1% при плановом значении от Минцифры России на уровне 69,6%. Наибольший рост показателей цифровой зрелости Ленинградской области достигнут в таких отраслях, как городское хозяйство и строительство, образование, государственное управление. Например: 100% диспетчерских служб муниципальных районов уже к концу 2023 года были подключены к системам мониторинга инцидентов и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства, хотя в планах это было осуществить только к 2030 году. Весь юридически значимый документооборот в Ленобласти между органами власти, местного самоуправления и подведомственными им учреждениями ведется в электронном виде, этот показатель вырос за 2023 год и достиг целевого значения 100%. Доля обращений жителей региона за получением массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг на портале Госуслуг по итогам 2023 года возросла до 55,3%. Доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося, увеличилась и достигла 51%.
– 47 регион – в лидерах по применению искусственного интеллекта. В каких сферах он наиболее эффективен?
– В Ленинградской области технологии искусственного интеллекта помогают оптимизировать процессы в самых разных отраслях экономики и социальной сферы.
Так, готовность сферы здравоохранения к внедрению алгоритмов ИИ в части инфраструктуры, каналов связи, программного обеспечения, сотрудников позволила в конце 2023 года внедрить ИИ для анализа маммографических исследований. Это позволяет увеличить показатели выявляемости заболеваний, в том числе онкологических на ранних стадиях, до 15% и сократить время на анализ исследований до 50%. В этом году планируется дальнейшее внедрение ИИ для анализа рентгенологических исследований и не только.
ИИ применяется и в работе голосового помощника. Например, при обращении на номер «122» голосовой ассистент, работающий на основе искусственного интеллекта, помогает записаться на прием к врачу, вызвать врача на дом или записаться на вакцинацию. Всего за 2023 год по вопросам здравоохранения на номер «122» поступило порядка 221 тысячи вызовов.
Также ИИ активно помогает в сфере безопасности – в работе региональной системы видеонаблюдения и аналитики аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Подключение камер к нейросетевой видеоаналитике позволяет фиксировать нарушение общественного порядка на улицах городов, пресекать действия вандалов на объектах комфортной городской среды, отслеживать перемещение автомобилей, а также автоматически определять марку и модель транспортного средства.
Благодаря проделанной работе Ленинградская область по итогам 2023 года вошла в число регионов-лидеров по интеллектуальной зрелости органов власти.