Фото: pxhere.com
Ко дню Силы и Силуана (12 августа) рожь полна зерном и клонится к земле: «На Силу и Силуана рожь бывает пьяна», начинали посев озимой ржи: «Посеешь рожь на Силу – родится сильно». Силы в этот день прибавляется и у людей, и у животных, и у растений («на Силу от земли берут силу»). Считалось, что в этот день ведьмы могут задоить коров до смерти, но если ведьма опившись молоком «обомрет», то ее уже ничем не разбудишь – самое время прижечь ей пятки соломой, чтобы вся ее сила ушла в землю и после этого ведьма уже никогда не дотронется до коровы. Если в этот день было пасмурно и прохладно, то дождя можно не ждать, а если же дождь заморосил под вечер, да еще при ветреной погоде – быть долгой мокроте.
Евдокимов день (13 августа). Евдокимово заговенье (последний день перед постом, когда еще можно употреблять скоромную пищу) отмечают перед Успенским постом. Сам пост не считается голодным, ведь есть новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды. Особо жаловали репу – свежую, вяленую, пареную… клали в пироги, варили из нее кашу, настаивали квас.
14 августа – Первый Спас, Медовый Спас, Маковый Спас, Спас на воде – первый день Успенского поста. Во время Успенского поста три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас). На Медовый Спас подрезают, или заламывают соты. А если не вскрыть в это время соты и не забрать мед, то его вытаскают соседские пчелы. В этот день пекли булочки и пирожки с маком, а также маковники: варят мед и, снимая с него пену, кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет, вываливают массу на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики.
Святого Стефана (15 августа) прозвали Степаном Сеновалом, ведь заканчиваются сенокосные работы. Последний их этап – покос травы. В этот день все собирали цветы и травы, из которых плели так называемый Степанов венок. Его приносили в избу и вешали в красном углу, а когда в доме кто-либо заболевал, хозяйка отрывала от венка пучок «могучих трав» и заваривала их, чтобы дух цветущего летнего луга отогнал недуги. На Степана лошадей, поили «через серебро», т.е. искупав коня, приводили к лесному ключу, бросали в воду мелкую серебряную монету, а потом поили коня из шапки, куда тоже клали денежку, монету затем прятали в конюшне под яслями. Тогда лошади становятся покладистыми и перестают бояться нечистой силы. Степанов день и несколько последующих дней считались указателями сентября: каковы они, таков и первый месяц осени будет.
16 августа в Антон Вихровей, или Малинник выходили на перекрестки «сторожить вихри». Если вихрь появлялся, нужно было воткнуть в него нож и при этом держать голову петуха. После этого можно было допрашивать вихрь о том, какая будет зима. Если в Антонов день сильный ветер, тем более с вихрями – зиму надо ждать снежную и морозную. Малинником же называли этот день потому, что к этому времени малина и поспевала. Ее активно заготавливали на зиму. На Антона ни выметали пыль, ни выносили мусор. Ведь если приберешься в доме, то и в кошельке весь год будет так же чисто.
На Авдотью Малиновку, 17 августа (Огуречницу, Сеногнойку) – последний сбор огурцов. После этого дня они перестают расти. Торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Собирали урожай чеснока и лука. Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто идут дожди, из-за которых сено мокнет и гниет. «Не иди где косят, а иди где просят. Не иди где жнут, а иди где ждут», – просили люди в этот день.
На Евстигнея Житника (18 августа) заклинали жнивы от нечистой силы. По дню Евстигнея судят о том, каким будет декабрь.