Фото: pxhere.com
Тихона Страстного (26 августа) считают помощником в избавлении от всякого уныния, ему молились об умиротворении души. В этот день обходят дом с иконой Божией Матери «Страстная». Еще в этот день прибираются в сараях и погребах, заговаривают сени и зимние хранилища от недоброго слова, от дурного глаза и всякой нечисти.Если ветер дует тихо — ветер будет дуть еще несколько дней, а если пронесется бурей — сентябрь будет дождливым.
Михея Тиховеем (27 августа) прозвали потому, что наблюдали за ветром: если он тих и спокоен, то осень будет солнечной, а если быстр и стремителен — будет ненастье. Если журавли потянулись клином на юг – значит, к середине октября ударит мороз. Если же они не встают на крыло, зима придет позже обычного. После Михея завершается Успенский пост и начинается осенний мясоед. В эту пору играют свадьбы. Так что Михеев день — последняя возможность посвататься к понравившейся девушке.
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Праздник иногда называли Дожинком — в это время заканчивали жать хлеб. Так как в жатве участвовали главным образом женщины, время отдыха после Успения называли молодым Бабьим летом, которое продолжалось до Ивана Постного. На Успение приносили в церковь семена или колосья для освящения и благословения. После устраивали общие пиры — складчины — варили пиво, жарили баранов, пекли пироги. Богатые люди угощали бедных соседей. Называли Успение также Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту.
Спас Нерукотворный (29 августа) — третий Спас, Ореховый. «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают». В лесах созревали орехи и начинался их сбор. В этот день принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду. Ласточки улетают на юг в три этапа — в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров будет мороз.
На Мирона, Вдовьи помочи (30 августа) обыкновенно ветренно. Если утром бывала роса и туман, то можно было ждать хорошей погоды. Второе название — Вдовьи помочи, так как в этот день помогали вдовам, сиротам и всем обездоленным: «На вдовий двор хоть щепку кинь». На «помочах» сообща косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы для семей, в которых не было мужчин.
На Флора и Лавра (31 августа) — Лошадиный праздник и конечно же работать на лошадях никак нельзя. С самого утра их чистили, мыли, заплетали гривы, отводили к обедне и окропляли святой водой чтобы защитить от болезней. Пекли особое печенье с изображением конского копыта. В этот день заканчивали сев озимых и отмечали это событие праздничным гуляньем. Начинались бабьи засидки: собирались у какой-либо вдовы, и проводили вечера с рукоделием и за разговорами.
«На Феклу (1 сентября) именинница свекла» — начинали ее уборку. Свеклу употребляли с древних времен — как белую, так и красную. Последнюю, впрочем, ценили больше — в том числе за целебные свойства. Ведь в ней «сила мягчительная, питательная, прохладительная, мочегонная и слабительная». Толченые листья свеклы прикладывали к воспаленным глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли. Из свеклы готовили борщи и холодные ботвиньи. Квашеную свеклу — бураки — подавали зимой к вареной картошке.Если на Феклу дует ветер с юга, будет большой урожай овса: «Феклин день пришел, овес дошел».