На Двух Пименов (9 сентября) выходят кланяться рябине и собирать ягоды. Правда, первыми лакомились всегда птицы. Но, как говорили, милостива будет зима к людям, если после пташек на рябине останется много ягод. Впрочем, большой урожай рябины предвещал суровые морозы. В этот день рябину заваривали с чаем, варили из нее варенье, заготавливали на зиму. В народной медицине ягоды применяли как антицинготное, бактерицидное и мочегонное средство. На Пименов принято вывешивать гроздья рябины под крышей избы.
На Анну и Савву Скирдников (10 сентября) с полей вывозили снопы и складывали в скирды – отсюда и название праздника. В это время устраивали большие праздники и ярмарки. А вот свататься на Анну и Савву не стоило: приход жениха в гости к родителям невесты сулил беду.
11 сентября – Иван Постный, а по церковному календарю – день усекновения главы Иоанна Крестителя, который по обыкновению отмечают постом. В это время не разрешается есть ничего круглого: ни варить щи из круглого кочана, ни копать клубни картофеля, ни рвать яблоки. Поминают всех воинов погибших в сражениях. Начинается активная заготовка разносолов на зиму. Открывались также осенние торги и ярмарки. На Предтечу сходились в одном месте запреты и соблазны, и пост поэтому переносился особенно тяжело: «Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик». Если на Ивана Постного летели на юг журавли – будет короткая осень и ранний снег. Если скворцы долго не улетали – осень будет сухая, а если тянулись стаи грачей – надеялись на хорошую погоду. Также лебедь летит к снегу, а гусь – к дождю.
На Александра Сытника (12 сентября) накрывали богатые столы и устраивать пиры – отмечается большой праздник – перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, заступника земли русской. Готовили сытную кашу – ячменную на молоке. И, конечно, подавали на стол свежий хлеб из зерна нового урожая. Совершали особый обряд на будущий урожай: завивали ячменные стебли в одну косу с льняными и овсяными.
На Куприяна (13 сентября) журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. Отсюда и второе название праздника – Журавлиное вече. С этого дня начинают сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой. До этого срока на болота ходить было нельзя, а если кто-то нарушал запрет, того ждали неминуемые беды. Из ягод готовили компоты и кисели, вкусное варенье, запасали клюкву в сахаре, пекли пирожки с клюквой. На Куприяна убирали на зиму корнеплоды – репу, морковь и свеклу, копали картофель.
С Семина дня (14 сентября) начинались свадебные недели. Устраивали гуляния с хороводами и песнями, а женихи выходили смотреть невест. Матушки пекли пироги, варили меды, накрывали столы да звали в гости всех красных девушек с округи – а на них посмотреть парни сами сбегутся. В Семин день хоронили мух и тараканов – причину домашних неурядиц и бедности. Из репы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. После таких «похорон» насекомые в дом уж точно не вернутся. Семин день в старину называли началом бабьего лета: если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой. Если луга опутаны паутиной, то ждали затяжную осень.
В День Мамонтия Овчинника (15 сентября) нельзя выгонять скотину со двора, иначе ей грозили болезни. На стол принято ставить блюда из козьего молока – сыр или творог.
Специально для «Вестей»
подготовил Николай ПРИМЕТИН