Фото: pxhere.com
Со дня Аврамия Овчара и Анастасии Овечницы (11 ноября) начинали стричь овец. Шерсть пряли, а из ниток вязали теплые носки и варежки либо ткали теплые ткани для зимней одежды. В этот день было принято благодарить пастухов, которые сберегли овец, заботились о них. Их старались буквально расхватать по домам и накормить «от пуза».
На Зиновия и Зиновию (12 ноября) чествовали праздник рыбаков и охотников. Чтобы весь год охота была удачной, в этот день охотник должен был поймать хотя бы одного зайца: «Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублёв». А что двух зайцев гонять – ни одного не поймать, это любой охотник хорошо знает. Этот день называют еще Синичкиным – с юга прилетают зимние птицы: синицы, снегири, свиристели. В этот день развешивают кормушки: «Подкорми птиц зимою – послужат тебе весною». На этом птичьем празднике «черный дрозд пивоваром был, а сизой орел винокуром слыл». На Зиновия птицы слетаются ближе к жилью, где больше корма. Если птицы целыми стайками появлялись у дома – скоро настанут холода. Синица свистит – это к ясному дню, пищит – к ночному морозу.
13 ноября – на Спиридона и Никодима – кур переводили в зимние закуты. А заодно выбирали птицу на убой. Конечно же именно в этот день готовили всяческие блюда из куры: запекали, фаршировали, пекли курники и жарили куриные котлеты.
«Кузьминки (14 ноября) – осени поминки», пришла пора расстаться с осенью и встречать зиму. Кузьминками называют в России день Кузьмы и Демьяна, которых считают покровителями всяческих ремесел, женского рукоделия. Святые Кузьма да Демьян были кузнецами, но за свою тяжелую работу ни с кого денег не брали. Вот и прозвали их бессребрениками. А еще говорили, что они были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но и за этот труд платы не требовали, лишь просили покормить их кашей. И стало водиться за ними прозвище – «кашники». Кузнецы Кузьма да Демьян куют лед не только на земле, но и на водах. Закуют иногда Кузьма-Демьян так, что и до весны красной не расковать. Доигрывали последние свадьбы. Кузьминки – девичий праздник. В этот день девушка-невеста как бы хозяйкой дома становилась, готовила угощения, среди которых особым почетом пользовалась куриная лапша. Начав с Кузьминок, пировали три дня. Снежные Кузьминки предвещали сильный разлив рек весной. А если до этого дня еще на деревьях оставалась листва, то ждали морозную зиму.
С Акиндина и Пигасия (15 ноября) в овинах активно сушили зерно, разводя под ним огонь, на котором дети пекли картошку, устраивали «овинные» игры и рассказывали страшные истории про духов. В овине, как и в доме, обитает свой дух – Овинник. Если Овинник обидится, в гневе может спалить весь урожай, перекинув огонь на снопы.
16 ноября – Анна Холодная. Говорит само за себя. Хорошо, если этот день снежный, но не холодный, тогда и урожай будет в следующем году, а значит, и сытая осень. В морозный день дрова в печи горели сильно, а пламя с ревом устремлялось в трубу, значит, надо ждать бурю. Низкие облака предвещают сильную стужу.
17 ноября – «Ерёма – сиди дома». Даже во двор лучше не выходить, а уж за ограду – и подавно. Ведь в этот день «призрачны околицы», а нечистая сила стремится проникнуть в избу, чтобы утащить угля из печи. Чтобы нечистая сила в жилище не проникла, над дверями и окнами мелом чертили кресты, а на подоконнике раскладывали гроздья рябины. Нечисть особенно привлекали пустые избы или дома с открытыми дверями. Поэтому двери запирали на все засовы и в жилище старались никого постороннего не пускать. А еще в этот день ничего нельзя выносить из дома, давать взаймы и уж тем более нельзя играть свадьбы, судиться, начинать новые дела, знакомиться с людьми. Все это не принесет пользы. Туман в этот день к оттепели, а иней на деревьях и траве – к холодам.