Фото: pxhere.com
Авдей Радетель (2 декабря) покровительствует домашнему хозяйству и семейному благополучию, за что и получил свое прозвание. А чтобы различная нечисть не смогла пробраться в дом, в этот день стучали обухом топора по всем дверным косякам и оконным рамам. Люди старались сидеть дома у теплой печи и попивать горячий чай да сбитень, ведь на Авдея «метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет» и простудиться раз плюнуть.
Вот и на Прокла (3 декабря) старались защититься от того, чтобы нечисть, прячущаяся от морозов под землей, не вышла оттуда и не навредила. Так и приговаривали: «На Прокла проклинай нечисть». Если в этот день выпадает снег, то июнь будет дождливым. А пение снегиря сулило скорую вьюгу.
4 декабря – праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Считается, что сама Зима в этот день в белоснежной шубе да на тройке лошадей объезжает улицы и своим дыханием морозит воздух да рисует узоры на окнах. Если этот день выдался солнечным и морозным, значит стоит ждать добрый урожай следующим летом: «Сильная зима – готовь закрома». Каково Введенье, такой будет погода и на все Рождественские праздники. Считалось, что с этого времени устанавливается зимняя дорога, совершали пробные выезды на санях. Кстати, сани были основным товаром на Введенских ярмарках.
Еще одна морозная ночь и на Прокопа (5 декабря) уже устанавливается хороший, прочный санный путь: «Пришел Прокоп – разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает». И люди в этот день всей деревней выходили ставить в снегу зимние вехи для обозначения пути. Считалось, что дорога, проложенная на Прокопия, продержится до самой весны. Те, кто не купил новые сани на введенской ярмарке, «санничали» – изготовляли и чинили сани.
В Митрофанов день (6 декабря) устраивали гуляния – собирали со всех домов муку, пекли пироги и варили пиво – праздновали становление санного пути. Кроме святого Митрофана, чествовали святого Александра Невского: поминали павших воинов и гадали об ушедших на войну. Пекли три булки, в одну из которых клали крест и раскладывали по дому: одну – на порог, другую – на лавку, третью – на полку у образов. Если булка с крестом оказывалась на пороге, то солдат скоро должен был вернуться домой, если же у образов – то он мог не вернуться вовсе. По погоде наши предки предсказывали погоду на лето. Если на Митрофана шел мелкий снег и дул северный ветер, то и летом, через полгода, должен был пролиться холодный дождь.
С Катерины Санницы (7 декабря) начинались шумные гулянья с катаньем на санях. Первыми в поездку отправляли молодоженов, сыгравших свадьбу прошедшей осенью (на этом празднике молодая впервые после венчания показывалась людям), а уж за ними ехал целый кортеж из родных и друзей. После таких катаний устраивали пир. Те, у кого не было расписных саней, брали санки или простые дощечки и шли кататься с горок. Святую Катерину называют Женодавица и считают покровительницей брака и невест, а также помощницей беременных и рожениц. В ночь на Катерину девицы гадали на женихов – отламывали ветку яблони и клали под подушку, чтобы привиделся суженый.
На Клима Холодного (8 декабря) любое важное дело полагалось начинать только натощак. «На Клима зима клин клином вышибает», – приговаривали, готовясь к сильным холодам. Но, если в этот день петухи запели рано – быть скорой оттепели.