
Фото: pxhere.com
В день Герасима Грачевника (17 марта) прилетают с юга грачи. Если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку гнезд, то весна будет скорой и дружной, и уже через неделю можно выходить в поле. А вот если птицы, посидев на гнездах, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней. На Герасима пекут грачей из теста, угощая ими ребятишек. Так как считается, что грачи могут изгонять из дома и со двора нечистую силу, на Герасима вываживали кикимору: знахарь осматривал все углы избы, обметал печь и читал заговоры. Кикимора могла вернуться в дом только осенью, после отлета грачей в теплые края.
В день Конона Огородника (18 марта) обязательно замачивают семена овощей. Обычно с этого дня можно было начинать копать огород и удобрять грядки. А чтобы избежать появления в огороде мошки, червей и засухи, выкапывали в земле три лунки и, засыпая, приговаривали: «Одна лунка – для суши, другая – для мошки, третья – для червей». Огород на Конона полагается возделывать даже в плохую погоду, ведь «Ты только почни в этот день – непременно огород будет добр, и овощу будет много». Если в этот день солнечно, то летом града можно не бояться. А утренников – весенних морозов до восхода солнца — после Конона всегда бывает сорок.
В день Константиновых кругов (19 марта) вытаптывали кругами снег вокруг колодцев, чтобы в них не стекала грязная вода. И первый круг должен вытоптать мальчик по имени Константин. Говорят, что на Константина всегда прилетает белый аист. А ласточек «заманивали», чтобы они скорее принесли весну. Если дятел в марте стучит по дереву, надо ждать долгие холода.
С Павла Капельника (20 марта) «весна идет». И хотя «С крыш капает, а за нос цапает», тепло неизбежно приближается, снег тает все быстрее, с крыш срываются пласты снега и льда. Считается, что это падают на землю грехи тяжкие, о прощении коих молились иконе Божией Матери «Споручница грешных». Пасмурная погода к ночи на Павла – будет заморозок на следующий день. А обильная капель обещала хороший урожай льна и конопли летом.
День весеннего равноденствия, Весенний солнцеворот, Вербоносица (21 марта) считается настоящим началом весны. С этого дня ждали прилета жаворонков, которые принесут с собой тепло. Вербоносица потому, что: «Время вербе осеребриться». Ветки вербы приносили в дом, чтобы изгнать оттуда всякую тяжесть – бытовые неполадки, ссоры, болезни. Если в этот день облака плывут по небу быстро и высоко – погода будет доброй.
Сороки, Сорок сороков (22 марта) получил свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Этот день считается днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. «На Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». Жаворонки были теми самыми предвестниками весны. Выпекали печенье в виде птиц и давали детям приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Ребятня залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Утренние морозы еще бывали сильны, и для «защиты от них» пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков – «сороки святые, колобаны золотые», которые затем по одному выбрасывали из окна в течение 40 дней. Если на Сороки тепло, то тепло будет в течение 40 дней, а мороз на Сорок сороков обещал хороший урожай.
В день Василисы – вешней воды указательницы (23 марта) рыли канавы, чтобы отвести воду от дома, иначе она могла уйти в подпол. Если на реке в лунку бегут весенние ручьи, то хорошо ловится плотва, и поэтому ходили на рыбалку. Синие облака, бегущие по небу, предсказывают тепло и дождь. В этот день могут быть первые грозы. Смотрели также: «День туманом мглист – будет лен волокнист». А некоторые явления в этот день не предвещали ничего хорошего: «Холод и ветер в спину – не выжить зиму» (то есть год будет голодным). Как бы то ни было, весна уже наступала неизбежно, и в народе говорили: «Василисин туман съедает снег».