
Фото: pxhere.com
Считалось, что ко Дню Луки (5 мая) ведьмы были беременны. Они расстилали на траву белый холст и танцевали на нем нагими. И если женщина хотела зачать ребенка – она должна была пойти к лесной поляне, тоже раздеться и незаметно встать в круг ведьм. Только многие боялись, что ведьма может подкинуть женщине в утробу своего ребенка. Самым главным из всей нечисти называли ЛукуЛуканьку – самого хитрого черта. На Луку, конечно же, высаживали лук: «Лук – как татарин: как снег сошел – так он и тут». Все помнят о том, что «Лук от семи недуг». Например, в сочетании с медом, его используют для лечения простуд и атеросклероза. И, конечно же, лук входит почти в любое блюдо. Его ели в сыром виде – с соленой рыбой и хлебом, добавляли к мясу, к рыбе, к овощам, пекли с луком пироги: «Лук добро и в бою, и в щах».
День Георгия Победоносца (6 мая) называют Юрьевым или Егорьевым потому, что этими именами в русской традиции передавалось имя Георгий. С Юрия Вешнего начинались активные полевые работы: «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха не выезжает». Особой силой обладала «юрьевская роса». Ранним утром выходили на луг и катались по росистой траве, чтобы стать сильным и здоровым. В Егорьев день скот называли именинником. Его всячески обихаживали, чистили, кормили лучше, чем обычно. Нельзя было что-либо делать из шерсти – даже просто брать в руки шерстяные нитки. И, конечно, чествовали на Юрия пастухов. После того как скотину выгоняли на луга, их угощали яичницей, одаривали тканями и деньгами.
На Евсея (7 мая) всех гнет к земле, а к людям пристает маета, избавиться от которой можно было только молитвой, а для надежности умывались святой водой. Евсей – Овсы отсей, нужно было закончить посев овса независимо от погоды и состояния почвы. Правда, с другой стороны, сеять овес можно было, когда начинает распускаться береза, когда появляются крылатые муравьи, когда с ивы летит пух. Даже если в начале мая стояла хорошая погода, все знают, что после Евсеева дня может быть еще 12 дней заморозков.
У Марка Ключника (8 мая) хранятся ключи, которыми он может отомкнуть небо и выпустить дожди. Этот день считался еще птичьим праздником – пернатые возвращались в родные края целыми стаями. Разбрасывали семена по двору – для домашних и залетных птиц. Также в этот день отправлялись ловить чижей. А еще «На святого Марка сеется татарка» (татаркой называли гречиху).
На Глафиру Горошницу (9 мая) сажали горох и ранний картофель. Чтобы защитить горох от утренних заморозков, грядки покрывали изрубленным торфом, и горох развивался прямо под торфяной настилкой до тех пор, пока не окрепнет настолько, что никакие утренники ему будут не страшны. Готовили блюда из гороха. Прежде всего гороховый суп с мясом и гороховую кашу.
На Семёна Ранопашца (10 мая) пахота начиналась уже повсюду, но с посевом особо не спешили. Хлеб можно сеять только в теплую погоду – и в теплую землю. Пахать пора, когда лес одевается в листву.
С дня Березосока (11 мая) начинали не только собирать и заготавливать сок впрок, но и поить им больных, которые страдали весенними лихорадками. А перед этим в ясный и погожий день больных купали в дождевой воде или обтирали растопленным мартовским снегом, специально сбереженным для такого случая. Березовым соком лечили еще цингу, отеки, фурункулез, артрит, подагру. Употребляли его и как мочегонное средство. Да и современные врачи рекомендуют пить березовый сок по три раза в день как противовоспалительное средство. Говорят, что самый вкусный и целебный сок течет в верхних ветках дерева. Заготавливать сок в туманный или дождливый день не стоит – от такого напитка пользы мало. Ясный восход солнца в этот день – к ясному же лету, теплая и звездная ночь – к хорошему урожаю.