
Фото: pxhere.com
22 сентября, на Акима и Анну, поздравляли молодых матерей, а также чествовали повивальных бабок. Пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. А жены, которые еще не смогли завести детей, молились Акиму и Анне о зачатии. Также было принято, чтобы молодые родители или даже еще бездетные новобрачные дарили подарки близким. Как правило, родные получали от них в дар круглые пироги.
Ко дню Петра и Павла Рябинников (23 сентября) созревшая рябина от осенних заморозков становилась сладкой: «С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего – рябину». Ягоды начинали заготавливать впрок, варили из них компоты и целебные квасы. Рябина считалась отличным средством против болезней и нечистой силы, настой из нее употребляли от простуды. От бессонницы брали ветку рябины и очерчивали ею окружность вокруг себя. Все окна в доме перед наступлением зимы украшали гроздьями рябины от нечистых духов. Из рябины делали настойки и наливки: собрать ягоды после первых морозов, тщательно перебрать, засыпать в бутыль, залить водкой и поставить в темное место на дватри месяца. Каждые тричетыре дня бутыль полагалось встряхивать. Обилие ягод предвещало сырую осень и суровую зиму.
На Федорины вечерки (24 сентября) отмечают третью встречу осени: «Всякое лето кончается, осень начинается». Вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: «Федора – замочи хвост». Убирали последний лук, уносили в омшаник ульи с пчелами, рубили капусту и квасили ее на зиму. С Федоры начинались капустные вечерки. Такие сборища назывались также капустниками. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты – голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах.
Артамона (день памяти которого отмечают 25 сентября) прозвали Змеевиком, так как считается, что в этот день змеи ползут из полей в леса, готовясь к зимовке. Этот день считается важным для охотников. Есть поверье, что если на Артамона убить хотя бы зайца, то удача будет сопутствовать во всех начинаниях.
День святого Корнилия (26 сентября) называют Корнильем – в этот день убирают последние корнеплоды: репу, свеклу, редьку, морковь, так как уже «корень в земле не растет, а зябнет». Из овощей готовили множество блюд. Так, редьку ели обыкновенно либо натирали на терке, добавляли лука, заправляли постным маслом и квасом, либо нарезали тонкими ломтиками, посыпали солью и давали постоять, пока не выделится сок. Репу парили, варили, ели в сыром виде, а из свеклы готовили борщ, причем не только из мяса, но и из птицы, из грибов и даже из рыбы.
27 сентября – Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник постный, «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. За три дня до праздника кочаны убирают с огорода, а далее в течение недели, а то и двух квасят капусту на зиму. Обычно это делали сообща – на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками. Продолжались в это время и девичьи вечерки. Существовало поверье, что если девушка, собираясь в этот день на посиделки, семь раз прочтет особый заговор, то ее полюбит приглянувшийся ей парень. А вот важных дел на Воздвиженье начинать нельзя, иначе все пойдет прахом. Нельзя и ходить в лес, где в это время леший осматривает свое царство.
На Никиту Гусятника (28 сентября) начинался забой гусей, откормленных на лето. Дикие гуси в это же время улетали в теплые края, и охотники выходили на последний промысел. Главным блюдом в этот день был, конечно, печеный гусь. Угощали гусем и водяного, так как именно он охраняет водоплавающих птиц. «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут». Если гуси летели высоко – весной будет высокое половодье. Если гусь стоит над лужей, поджимая одну ногу, значит, будет мороз, если полощется в воде – будет тепло. Так как еще убирали репу с грядок и обрезали у нее ботву, этот день нередко называли Репорезом. Репу ели свежую, пареную, вареную, пекли из нее пироги, делали квас, варили кашу.