ПРОСТО НЕ ПОДОШЛО
Закон «О защите прав потребителей» позволяет покупателю вернуть в магазин товар надлежащего качества (без брака) в случае, если он «не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации».
Нормативный акт обязывает продавца обменять не понравившуюся вещь на аналогичную, а если такой не окажется, вернуть деньги. Однако, когда на обмен нет настроения, ничто не мешает клиенту раскапризничаться и заявить, что все аналогичные вещи в этом магазине тоже ему не годятся. Так что фактически у покупателя есть выбор: обменять покупку или оформить возврат.
Вернуть в магазин не бракованную, но не подошедшую вещь можно в течение 14 дней, не считая дня покупки. В случае обмена вопрос решается сразу (либо, если аналогичного товара нет в наличии, покупатель может согласиться подождать его поступления). Если же речь о возврате денег, то у продавца есть на это 3 дня.
ЧЕК ПОТЕРЯЛСЯ…
Отсутствие чека не может быть основанием для отказа принять назад бракованный или не понравившийся товар. В качестве доказательств совершения покупки можно предъявить свидетеля (подругу, с которой вместе совершали шопинг), фотографию чека, гарантийный талон с печатью продавца и датой, выписку с банковского счета или даже с дисконтной карты (по ней продавец может проверить дату и место покупки), штрихкод на упаковке, записи камер видеонаблюдения.
ЗАБЕРИТЕ ВАШ БРАК!
Если товар оказался с дефектом, избавиться от него или обменять на другой еще проще: для таких товаров нет никакого перечня исключений, а срок, в который их можно вернуть, не исчерпывается двумя неделями и равен гарантийному сроку (это не касается лишь технически сложных товаров – с ними все же придется разобраться в течение 15 дней, кроме некоторых особых случаев, описанных в законе).
В ЧИСТОМ ВИДЕ
Вернуть вещь без дефектов в магазин можно только в целиком товарном виде: на ней не должно быть следов использования, в целости должны быть все бирки, пломбы, ярлыки и даже упаковка. На бракованные вещи это не распространяется.
Купивший бракованную вещь решает сам, чего ему потребовать от продавца: заменить ее на аналогичную без дефектов (либо на другую с перерасчетом цены), соразмерно уменьшить ее стоимость, бесплатно отремонтировать (или возместить расходы на уже оплаченный ремонт), либо вернуть деньги. Кроме того, покупатель вправе получить возмещение всех убытков, которые понес из-за некачественного товара: сюда входит не только ремонт за свой счет, но и расходы на транспортировку, и любые другие, например, вред здоровью.
Заменить некачественный товар продавец должен в течение недели. Если у него есть сомнения, что брак фабричный, он может провести проверку — тогда срок увеличивается до 20 дней. Если же в наличии нет товара для замены, срок может растянуться до месяца.
ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Есть товары надлежащего качества, которые нельзя ни обменять, ни вернуть. К ним относятся любые продовольственные товары, а также: лекарства, предметы личной гигиены, парфюмерия и косметика, текстиль, белье, носки и колготки, бытовая химия, мебельные гарнитуры, ювелирные изделия, автомобили, велосипеды и мотоциклы, технически сложные товары с гарантией от 1 года, гражданское оружие, животные и растения, книги. Подробный перечень можно увидеть в постановлении Правительства РФ от 31.12. 2020 г. № 2463.
ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОМАШКА
Если покупатель совершил промашку и приобрел некачественную вещь в интернете, порядок ее возврата или обмена – тот же, что и с покупкой из обычного магазина. Нюансы касаются только возврата товаров без брака.
Законом не предусмотрен вариант обмена таких вещей на аналогичные. Зато отказываться от них можно в любое время до того, как они доставлены и переданы, а также в течение 7 дней после этого. Этот срок может быть продлен до трех месяцев, если продавец не передаст вместе с заказом распечатанную полную информацию о товаре. Она включает в себя сведения о его потребительских свойствах, условиях хранения и эксплуатации, сроке службы, цене, гарантийном сроке, данные об изготовителе и многое другое.
Вернуть деньги за возвращенную покупку «виртуальный» продавец должен не позднее 10 дней.
Клиент интернет-магазина не имеет права отказаться от товара, не содержащего никаких дефектов, если тот имеет индивидуально-определенные свойства, то есть, был изготовлен специально для конкретного человека. Например, от футболки с принтом в виде личного фото, кольца с гравировкой-надписью собственного сочинения и т.п.
САМ ВИНОВАТ?
Некачественный товар нельзя вернуть в двух случаях:
— если продавец честно предупреждал клиента о недостатках товара, но тот все равно совершил покупку (информация о царапинах, вмятинах и других дефектах должна была быть указана в технической документации товара или на чеке);
— если независимая экспертиза установила, что в обнаруженном браке нет вины продавца (остается возможность оспорить такое заключение в судебном порядке).