«Вьюги да метели под февраль налетели». Ефимов день (2 февраля) чаще всего тоже ветреный и вьюжный: «На Ефима ветры дули – шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали». И если в этот день метет метель, то метели ждали и весной. Если в полдень светит солнце – лето будет дождливым.
3 февраля – Максимов день, Максим – утешитель, который помогает людям в бедах. В этот день полагается вспомнить добрым словом всех, кто когдалибо приходил на помощь, а по возможности, и отблагодарить их делом. В этот день молились о благополучии семьи: супруги выходили во двор, держась за руки, и вместе стряхивали с деревьев снег приговаривая: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу». Чистое небо на Максима предвещало мороз и плохой урожай. О морозе говорила и ясная заря. А если месяц ночью светит сквозь облака – «доброе будет жито».
Тимофеев день, Тимофейполузимник (4 февраля) – середина зимы («Тимофей сшибает рог зиме»). Считалось, что именно с Тимофеева дня начинались самые жестокие вьюги и метели – тимофеевские морозы. Если в мороз «запотевают» стекла — к потеплению, если по стеклу бегут узоры – холода будут продолжаться еще долго, если видно солнце – значит, весна будет ранняя, а снегопад на Тимофея обещал хороший урожай зерновых. В этот день, как и в другие дни«полузимники», проверяли закрома – хватит ли зерна, овощей и корма для скота до нового урожая. Девушки в этот день катались с горок на донцах, на которых пряли лен и шерсть. Кто дальше прокатится – у той в хозяйстве и лен уродится.
Агафий-полухлебник (5 февраля) – день домашних забот. Те хозяева, кто не успел проверить закрома на Тимофеяполузимника, делали это на Агафия: «Агафонник в закромах спины не разгибает, здоровому зерну счет ведет». Смотрели сколько снега на полях – хватит ли его, чтобы напоить землю: «Снег глубок – хлеб хорош». Если утром кричит синица — к сильному морозу, белка, покинувшая гнездо и спустившаяся с дерева, обещала оттепель. Кроме того, считалось, что погода до полудня соответствует первой половине следующей зимы, а после полудня – второй половине.
Половина зимы – это не одни день и за Тимофеемполузимником и Агафиемполухлебником идет день Ксении-полузимницы (6 февраля). Погода в Аксиньин день показывает погоду всей весны.
В Григорьев день, день Григория-весноуказателя (7 февраля) можно заглянуть не только на месяц или даже на сезон вперед, но и гораздо дальше. Каков будет день до полудня – такова будет и первая половина следующей зимы, а часть дня с обеда до вечера предсказывала погоду на вторую половину. Если на Григория выпадет снег, то зима в следующем году нескоро настанет. А вот пению синиц в этот день не радовались – это означало, что в феврале еще ударят морозы. В Григорьев день полагалось делать добрые дела самим и вспоминать о добрых делах, сделанных другими. О своих же хороших поступках не рассказывали: творить добро нужно было не для показухи, а ради собственной души.
Считается, что на Федора-поминальника (8 февраля) покойные тоскуют по своим родным и ходят по земле и чтобы их успокоить, нужно насыпать на могилу золы и сказать: «Не ходите во двору, души сиротские! А подите на западну сторону, там вам вечное радование». Кроме того, в этот день было принято молиться Феодору об исцелении от грудных болезней и от болей в желудке. Этот день называли еще «гороховым». По гороху гадали о погоде: если сухие горошины катались по блюду со звоном, это предвещало трескучие морозы, а если бесшумно – тихие снегопады.
Специально для «Вестей» подготовил Николай ПРИМЕТИН