СПИРТ ПРОТИВ СПИРТА
Основу любого зимнего омывателя, так или иначе, составляет спирт одного из трех видов: этиловый, метиловый или изопропиловый. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Этиловый – самый безопасный для здоровья, отлично чистит стекла и совершенно не портит лакокрасочное покрытие и резино-пластиковые детали автомобиля. НО омывайка из него стоит очень дорого и наполняет машину характерным алкогольным запахом. От его паров могут запотеть стекла, а у водителя возникнуть легкое опьянение, которое он не почувствует, но алкотестер уловит.
ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ
Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров метилового спирта в воздухе составляет 5 мг/куб.м. ПДК паров изопропанола – 10 мг/куб.м, этанола – 1000 мг/куб.м.
Метиловый – самый дешевый и не имеющий никакого запаха. НО из всех спиртов самый ядовитый: употребление внутрь даже небольшого количества (одной рюмки) в лучшем случае вызовет тяжелое отравление и слепоту, в худшем окончится летально. Пары метанола тоже вредны для здоровья. Портит ЛКП и при постоянном использовании приводит к «замутнению» стекол, пластика и фар автомобиля.
Изопропиловый – по стоимости и безопасности стоит посередине между этанолом и метанолом. Благодаря многочисленным дополнительным компонентам, добавляемым в состав омываек на основе изопропанола, он становится безвредным для ЛКП и другим материалам в машине. НО главным его минусом считается едкий запах, который производители нейтрализуют при помощи отдушек, но полностью устранить не могут.
Незамерзающих жидкостей на основе этилового спирта в России не производят. Они подпадают под понятие алкогольной продукции и облагаются налогами и акцизами, к тому же для работы с таким сырьем организация должна иметь специальную лицензию. Все это делает выпуск такой омывайки нерентабельной. Заграничную жижу из этанола можно найти в продаже, но стоит она так дорого, что мало кто решится на покупку.
Омывайку на основе метанола запретил в начале 2000-х главный санитарный врач Геннадий Онищенко на том основании, что люди, не разобравшись, пьют эту жидкость и травятся. Но именно метановую незамерзайку продают нелегалы в пятилитровых канистрах, и, несмотря на запреты и уголовные преследования, спрос на нее не иссякает.
В других странах (например, Финляндии, Швеции, США и Канаде) метаноловые омывайки разрешены, действуют лишь ограничения по концентрации спирта в готовом продукте. Российские специалисты не раз предлагали наладить выпуск денатурированного метанола – менее вредного, чем «чистый» и со вкусом, который сделает невозможным его употребление внутрь. У профильных фирм уже есть ряд подобных разработок, но для выпуска таких омываек требуется соответствующая законодательная база, а менять ее пока никто не планирует.
Безальтернативным легальным продуктом последние десятилетия остаются изопропаноловые жидкости.
МАГАЗИН ИЛИ ОБОЧИНА?
На конечного потребителя санкции, предусмотренные к изготовителям ядовитой метаноловой незамерзайки, не распространяются: автомобилистов не привлекают к ответственности за то, что они покупают подпольно произведенную жижу на обочинах и пользуются ею. Но стоит ли поддерживать рублем нелегалов? При неоспоримых плюсах (дешевизна и полное отсутствие запаха) у их продукции есть недостатки, о которых не помешает задуматься.
Во-первых, это пары метанола. Их свойство не источать запаха очень коварно: водители в прямом смысле слова не чуют беды и не утруждают себя проветриванием салона машины или включением режима рециркуляции при использовании омывайки. Между тем, метанол имеет свойство накапливаться в организме и со временем может вызывать значительное ухудшение зрения.
Во-вторых, в процессе производства «паленых» жидкостей мало кто заморачивается очисткой воды, ее наливают, что называется, из-под крана. Различные примеси, которые она содержат, постепенно образуют налет на трубках, по которым течет омывайка, и те быстрее выходят из строя. Экономия на жиже в итоге компенсируется затратами на замену расходников.
В-третьих, если у покупателя возникнут какие-либо претензии к качеству жидкости (не чистит, имеет подозрительный осадок, замерзает и т. д.), то предъявить их будет некому. Торговцы редко стоят подолгу на одной точке, поскольку боятся полицейских облав.
ЗАМЕРЗЛА, ЗАРАЗА!
Главная функция зимней омывайки в том, чтобы чистить лобовое стекло автомобиля при любой погоде. Соответственно, главным ее свойством должна быть устойчивость к морозам. Но покупка часто напоминает лотерею: когда столбики термометров опускаются ниже минус 15, то жидкости, рассчитанные на -20 и даже на -30 градусов, нередко предательски замерзают. Как же выяснить, какая из них действительно не подведет?
Это можно сделать лишь эмпирически. Прежде чем оплатить товар, есть смысл почитать в интернете отзывы других покупателей. А перед тем как заливать жидкость в бачок, на пару дней поместить ее в морозилку и лично убедиться в заявленных свойствах.
Если все же случился промах и незамерзайка превратилась в лед уже в бачке и форсунках, единственно верный способ исправить ситуацию – отогреть машину в теплом помещении и залить новую, хорошую жижу. Попытки разбавить замерзшую омывайку концентратами «минус 70» не всегда оправданы. Лед может подтаять лишь в трубках, но остаться в бачке.
МОРОЗНАЯ СКОРОСТЬ
При быстром движении автомобиля на ветровом стекле температура жидкости ниже, чем температура на термометре, поскольку она активно испаряется и непрерывно обдувается мощным потоком воздуха.
САМ СЕБЕ БАРЫГА
Возникает соблазн: а не сделать ли зимнюю омывайку своими руками – из надежного сырья, безвредную и дешевую? Но с последним пунктом ничего не выходит – оказывается, что это просто невыгодно. Метанол проблематично купить в розницу. Раствор этилового спирта обойдется довольно дорого, а если добавить в него ПАВы и ароматизаторы, цена будет космической. Не получится сделать и качественный аналог изопропиловой жидкости: либо она будет невыносимо вонять, либо придется сильно заморочиться с химией и раскошелиться на правильные отдушки. Проще сходить в магазин.