
Фото: pxhere.com
Мученика Мамонта (15 сентября) называли Мамонтием Овчинником или Овчарником и считали покровителем овец и коз. Дело в том, что, когда святой жил в пустыне, к нему приходили дикие козы, которых он доил и делал из молока сыр. В день Мамонтия нельзя выгонять скотину со двора, иначе ей грозили болезни. А вот на стол хорошо было поставить блюда из козьего молока: сыр или творог.
В день Домны Доброродной (16 сентября) собирали вокруг дома всяческую рухлядь – особенно старые, изношенные лапти, которые в большом количестве вешали либо на колья вокруг огорода, либо под крыши хлевов, либо на столбы у ворот. Это должно защитить от сглаза и дом, и двор, и скотину, и урожай, и самих хозяев, так как если недобрый человек посмотрит на лапти, удивится их несчетному числу и начнет пересчитывать, то уже ничего не сможет сглазить. К вечеру всю рухлядь, кроме лаптей, выбрасывали или сжигали вместе с картофельной ботвой.
С 17 сентября (Неопалимая Купина) начинали выкапывать лук. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в русской иконописи известна с середины XVI века, а праздник в честь нее был установлен в XVII столетии. В случае пожара обходили вокруг горящего дома с иконой Богородицы Неопалимой Купины. В это время мужчины обходили сеновалы и тыкали в них вилами – чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни.
18 сентября – Захарий и Елизавета. Этот день считался подходящим для предсказаний и ворожбы. Было также принято выгонять березовыми вениками болезни: в этот день топили баню и хорошенько парились. Если на рябине было много ягод, ждали дождливую осень, если же листья рябины уже пожелтели, значит, зима придет рано и будет холодной.
На Михайлов день (19 сентября) устраивали мирские братчины – сходки, на которых решали разнообразные семейные и соседские дела. Работать на Михайлу было нельзя. Начинались первые морозы. Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой. Если листья с осины падали «лицом» вверх – к студеной зиме, если «изнанкой» – к теплой.
20 сентября – Луков день. Девушки на Луку заплетали из лука косы и подвешивали их к потолку. Лук фаршировали куриным мясом и варили в бульоне или запекали в печи. Считалось, что если испечь хоть одну луковицу до этого дня – то весь лук на грядках высохнет. Лук использовали как лечебное и профилактическое средство при простудах, прикладывали его к нарывам и опухолям. Девушки мыли волосы отваром луковой шелухи, отчего они становились сильными и блестящими. Если начинался падеж скота, луковицы нанизывали на нитку и вешали это «ожерелье» на шею коровам и лошадям. По луку судили и о погоде на приближающуюся зиму. Обилие шелухи на луковицах предвещало сильные морозы.
На Малую Пречистую, Рождество Богородицы (21 сентября), в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени. Оспожинки – это еще и праздник урожая, который встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.