
В одной из газет начала XX века Клара Карамон-Шиме описывалась буквально как исчадие ада: «Дьявол присутствовал при рождении Клары Уорд, и она старалась жить так, чтобы ее благодетель ею гордился». Вся ее жизнь служила поводом для многолетней газетной шумихи, своими любовными приключениями и поведением Клара повергала в шок европейских аристократов. А вездесущие журналисты все тиражировали и тиражировали подробности ее бурной биографии...
«СТОЛЬ ЖЕ ПРЕКРАСНА, КАК ЕЕ СОСТОЯНИЕ»
Клара Уорд была дочерью американского миллионера из Детройта, которого называли «Королем Озер». «Ее отец, капитан Эбер Уорд, богатым судовладельцем и промышленником-лесозаготовителем. Будучи первым богачом в Мичигане, он со скандалом развелся с первой женой, матерью семи его детей, после того как женщина отказалась терпеть многочисленные измены мужа. Затем Эбер Уорд женился на женщине, ставшей матерью Клары», — сообщает американская писательница и журналистка Мак-Робби Линда Родригес в книге «Непослушные принцессы».
Когда Кларе исполнилось пятнадцать лет, ее отправили учиться в Лондон в частную школу-пансион. Однако, если верить публикации, появившейся тогда в одной из газет, она приобрела в Лондоне такую репутацию, какой «никакая мать не пожелает своей дочери». Пришлось подыскивать другую школу. Еще в одной статье рассказывалось о том, что Клара сбежала из парижского пансиона и ее нашли восемнадцатью днями позже в мансарде, в которой проживал бедный студент...
Про Клару, действительно, часто упоминали в газетах. «Столь же прекрасна, как ее состояние», – написал один из репортеров. Но еще больше Клара стала известной в 1890 году, когда в шестнадцать лет вышла замуж за бельгийского аристократа и искусного фехтовальщика Жозефа де Карамон-Шиме, который носил титул принца де Шиме.
Принц был старше Клары на пятнадцать лет, однако, по всей видимости, с обеих сторон брак был по расчету. К своему богатству и красоте Клара добавила еще и титул принцессы. Принц увез Клару в Париж, у них родились дочь и сын.
«Новоиспеченная княгиня и ее муж проводили время в переездах между своими поместьями, бельгийским королевским двором, Ривьерой, Парижем и другими европейскими достопримечательностями», — отмечает Линда Родригес.
Жозеф был человеком вспыльчивым и весьма экстравагантным. В 1897 году он дрался на дуэли с Жоржем Клемансо, в то время председателем Парижского совета, а впоследствии премьер-министром Франции. Поводом стала статья, опубликованная Клемансо в одной из ведущих парижских газет. Поединок был на шпагах: Клемансо был ранен в правую руку, а принц получил легкую царапину на плече.
В 1900 году принц представлял Францию в индивидуальных соревнованиях по фехтованию на шпагах на летних Олимпийских играх. А спустя три года он попал в автомобильную аварию недалеко от деревни Рокруа, пытаясь объехать велосипедиста. Машина, в которой он ехал, перевернулась, его личный шофер погиб, а сам он получил серьезные травмы...
ПИРОЖНОЕ В ЧЕСТЬ СКРИПАЧА
Упомянутая выше неприятность случилась с Жозефом много позже того, как он расстался с Кларой: их семейное счастье продолжалось очень недолго. Разрыв случился в 1896 году в Будапеште. Принц обнаружил недалеко от отеля казино, где проводил почти все свое время, а Клара была предоставлена самой себе. В одном из ресторанов, куда она ходила не раз, Клара обратила внимание на невероятно талантливого цыганского скрипача из Австро-Венгрии Риго Янчи и без памяти влюбилась в него.
«Назвать его писаным красавцем никто бы не смог. В «Чикаго трибьюн» писали, что «лицом этот мужлан похож на обезьяну». В шотландской газете говорилось, что Риго Янчи «низкорослый, его лицо имеет следы, оставленные оспой, поэтому никто не может взять в толк, что она в нем нашла». К тому же цыган был женат», — пишет Линда Родригес. И тем не менее...
Скрипач тоже не мог оторвать глаз от красавицы и однажды упросил шеф-повара изготовить сделать пирожное «для той чудесной девушки за столиком».
«Как название этого чуда? Как мне его в следующий раз заказывать?» — спросила Клара у шеф-повара, подавшего ей пирожное. Тот на секунду задумался, а затем не без лукавства ответил: «Спросите пирожное «Риго Янчи»». По легенде, красавица Клара и скрипач-виртуоз вместе покинули отель, а герцог так и продолжал сидеть в казино.
Бегство принцессы от законного супруга вызвало едва ли не европейский скандал. С тех пор имя принцессы Шиме стало нарицательным для «падших» женщин, а в честь Риго Янчи в Будапеште назвали торт с шоколадным кремом.
Впрочем, сама Клара после развода заявляла журналистам, что не имела другого выхода, кроме как покинуть бельгийский двор, после того как король Леопольд II, пораженный ее красотой, «засыпал» ее комплиментами, не обращая должного внимания на других своих гостей. Это вызывало ярость двора, особенно королевы...
ШОКИРУЮЩАЯ «ПЛАСТИКА ПОЗ»
«В январе 1897 года, воспользовавшись дурной славой жены, принц Жозеф выиграл бракоразводный процесс менее чем через два месяца после того, как Клара бросила его и детей. На судебном заседании ответчица не появилась, зато толпы прилично одетых брюссельцев чуть не передрались друг с другом, стремясь попасть в зал суда.
Даже адвокат Клары вынужден был признать, что его клиентка обладает «порывистым, вспыльчивым характером», который подталкивает ее к «диким, эксцентричным поступкам». Князь получал полное право опеки над своими детьми, а Кларе не дозволялось с ними даже видеться. К тому же ей вменялось в обязанность выплачивать определенную сумму на их содержание и воспитание», — отмечает Линда Родригес.
В заявлении Клары, зачитанном во время бракоразводного процесса, говорилось: «Мне все надоело. Я хочу быть свободной. Я хочу вырваться из прогнившей атмосферы современного общества. Оно не хочет видеть меня, а я не хочу видеть его, так что мы квиты».
Клара стала работать фотомоделью, позируя в облегающем трико телесного цвета на сценах кабаре «Мулен-Руж» и «Фоли-Бержер». Свои номера, которые изрядно шокировали публику, она называла «пластикой поз». Выступлениям Клары аккомпанировал Риго.
«Очередь желающих увидеть «голую» Клару Уорд не иссякала. То же можно сказать и о «ценителях искусства» в других европейских столицах. Когда пара выступала в Берлине, они, по слухам, получали шесть тысяч восемьсот долларов», — пишет Линда Родригес.
Кроме всего прочего, изображение Клары печатали на почтовых открытках. И здесь тоже вспыхнул скандал. Кайзер Германии Вильгельм II назвал Клару «возмутительно красивой» и запретил в своей стране открытки с ее изображением.
Отношения Клары со скрипачом удалось оформить только в 1898 году, когда Риго смог добиться для себя развода. «Страсть их была сильна. Как гласит легенда, во время своей поездки по Японии они вытатуировали портреты друг друга у себя на плечах. Клара проявляла свою любовь тем, что тратила на своего мужа огромные суммы. Смеющийся Риго рассказывал журналистам, что жена, желая его порадовать, купила ему настоящий бродячий цирк со слонятами, львами и тиграми. А еще она подарила ему новую скрипку и ларец, полный драгоценностей. Они путешествовали по Европе, а потом прожили два года в Египте», — сообщает Линда Родригес.
Однако затем бурная семейная жизнь дала трещину. К 1904 году они развелись, и Риго переехал в Америку, где утверждал, что Клара бросила его, связавшись с неряшливым железнодорожным рабочим.
«НЕАПОЛИТАНЦЫ ТАКИЕ РЕВНИВЫЕ!»
Вскоре после развода Клара вышла замуж в третий раз. Ее супругом стал Джузеппе Риккарди по прозвищу Пепино, считавшийся «первым красавцем Неаполя». Он был не то официантом в вагоне-ресторане, не то носильщиком, не то работником итальянского турагентства, не то смотрителем на одном из полустанков фуникулера, поднимающего туристов к кратеру Везувия.
Но и тут семейное счастье не сложилось. Клара утверждала, что ни в чем не виновата: «Неаполитанцы такие ревнивые!». Супруги официально развелись в июле 1911 года. Говорят, что после развода с Риккарди Клара заявила: «Я не могу жить одна. Я буду несчастна, если вскоре снова не выйду замуж».
«О ее четвертом муже известно еще меньше, чем о предыдущем. Его звали Абано Каселато (или Кассалота, или Касселлетто, или Касалото). По профессии он был не то мясником, не то шофером, не то станционным смотрителем, не то художником», — отмечает Линда Родригес.
Впоследствии Клара уехала в Италию и еще раз вышла замуж. В декабре 1916 года она скончалась в Падуе от воспаления легких. В некрологе, помещенном в «Детройт ньюс», говорилось: «Она умерла женщиной, утратившей все иллюзии. Она сбилась с истинного пути. Будучи рабой своих желаний, эта женщина скончалась изгнанницей, в возрасте сорока трех лет»...